Home |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Святые Отцы. Вольная жертва ХристаФеофан Затворник. Господь идет на вольную страстьГосподь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.
Феофан Затворник
Мысли на каждый день года Вольные Страдания Христовы
Какое большое обнищание — Богу быть в образе раба!
Какое большое смирение — Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством!
Царь царствующих. Господь господствующих волею облекся в рабский образ;
Судия вселенной делается данником владычествующих;
Господь твари обитает в вертепе… Чистый и Всецелый приемлет на себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру
вольной нищеты?
Жизнь вкушает смерть;
Судия ведется на судилище;
Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии;
Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образе… да будет видима тобою мера смиренномудрия.
Святитель Григорий Нисский (18, 368)
Наш человеколюбивый Спаситель
добровольно
воспринял оскорбительное и бесчестное для Себя, чтобы спасти гибнущего от обмана;
снизошел в нашу жизнь, поскольку провидел и славное восхождение из нее, согласился умереть по человечеству, поскольку заранее знал и о Воскресении.
Святитель Григорий Нисский (24, 60)
… когда приступали к Нему, Он сказал:
"Кого ищете?
Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: Это Я… Они отступили назад и пали на землю"
(Ин. 18:5-6). Так, Он сначала ослепил их и показал, что Он мог избежать, а потом и предал Себя, чтобы ты знал, что Он не по необходимости, или принуждению, или насилию приступивших подвергся этому, но
добровольно, по собственному предызбранию и желанию и по давнему приготовлению к этому.
Он просит избавить Его и от смерти, проявляя Свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно?
То, чтобы, приближаясь к распятию на Кресте, страшиться, и скорбеть, и не без скорби лишиться настоящей жизни, ибо в природу вложена любовь к настоящей жизни. Поэтому Он, желая показать Свое истинное облечение плотью и удостоверить в истине этого Домостроительства, с великою ясностью обнаруживает Свои страдания. Это одна причина;
но есть и другая, не меньше этой. Какая же именно?
Он хотел научить нас молиться, и Сам молился по-человечески, не по Божеству: Божество не причастно страданию, Он молился, чтобы научить нас просить об избавлении от бедствий, но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал:
"Впрочем не как Я хочу, но как Ты"
(Мф. 26:39), не потому, что иная воля Его и иная Отца, но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы трепетали, хотя бы угрожала им опасность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящей жизнью, несмотря на это, предпочитать собственной воле волю Божию.
Святитель Иоанн Златоуст (116, 546-547)
Если
"надлежало пострадать Христу"
(Лк. 24:26), то почему наказаны распявшие?
…"Надлежало пострадать"
— указывает на
вольное избрание страдания
и на Божественное Домостроительство, но не извиняет действовавших, потому что злонамеренность нечестивых не была Божественным изволением. Она старалась даже разрушить то, что домостроительствовал Бог. Поэтому в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое Домостроительство и освобождение людей;
лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление лекарства.
Преподобный Исидор Пелусиот (116, 686-687)
Подобало бы удивиться, что Царь славы не устыдился претерпеть столь бесчестные страдания и смерть, чтобы облечься в Свою прежнюю славу. Но не дивно то, что слава Господня явилась подобно заре в тех самых страданиях, ибо Грядущий на вольную страсть сказал: "Ныне прославился Сын Человеческий" (Ин. 13:31). Если бы так кто-либо сказал: Господи, Ты идешь на страдание и бесчестие, а говоришь, что Ты прославлен; может быть, после когда-нибудь будешь прославлен? — то это было бы неверно, ибо самое страдание уже является и славой, как говорит об этом и один из отцов: "Славою Сына является Крест, как и для Отца славою является Сын". Крест, смерть — вот слава Сына, ибо это корень, начало и мать Его прославления. Бесчестие порождает честь, Крест порождает славу, и славу не только для Самого Господа, но и нам, Его рабам, сынам Восточной Церкви. Его вольными страданиями прославляемся и мы, как воспевает мать наша, Святая Церковь: "Аще ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся; на Кресте пригвожден был еси, и не утаю; Воскресением Твоим хвалюся, смерть бо Твоя — живот мой". …
Слышите, о возлюбленные, что даже и Христу, Господу нашему, хотевшему войти в Свою настоящую, собственную славу, подобало так много пострадать. Что же сказать о нас?
Какие труды, какие подвиги нужны нам, хотящим войти не в свою, но в чужую славу?
В чужую, ибо отчуждили мы себя от нее своими грехами:
"Отчуждени быша грешницы от ложесн".
Святитель Димитрий Ростовский (103, 255-257)
Спаситель наш Господь Иисус Христос
добровольное страдание,
мучение и распятие от неизреченной любви к своему созданию, человеку, истинно претерпел, а не мечтательно, не Божеством, но только человечеством распялся и погребся.
Святитель Димитрий Ростовский (114, 83)
Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви,
Страдания Христовы См. также
Ссылки
Литература
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|