Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Булгаков о хилиазме Категория: Апостасия Тысячелетнее царство

Апостасия
Диавол ещё не скован на тысячу лет

В статье разобрано широко распростанённое заблуждение, которого придерживается современная Церковь: будто бы дьявол скован на тысячу лет, что он низвержен в бездну. Показано на примерах, взятых из Священного Писания, что он находится “на земле и на море” (Откр 12:12). Более того, он является богом века сего (2 Кор 4:4). Значит, тысячелетие (Откр 20:4), которое является первым воскресением (Откр 20:5), ещё не началось. Приведены цитаты из Добротолюбия, показывающие, что борьба с дьяволом должна составлять основную деятельность монаха.

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, Дан 10, 13. Дан 12, 1.
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Лк 10, 18.

12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Ис 49, 13.

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Лк 8:31. Откр 1:18.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 2 Пет 2:4. Иуд 1:6. Откр 12:9.
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Дан 7:9,22. Дан 8:17. Мф 19:28. 1 Кор 6:2. 2 Тим 2:12. Откр 6:11.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Ис 61:6. Откр 1:6. Откр 21:7.
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Иез 38:2. Иез 39:1. Откр 16:14.

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Иов 1:7. Иов 2:2. Лк 22:31.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Деян 14:22.
10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 2 Кор 4:17.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, Рим 13:12. 1 Фес 5:8.
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Ин 12:31. Ин 14:30. Еф 2:2.

18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 1 Кор 1:18.
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ин 14:9. Кол 1:15. Евр 1:3.

Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают … период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира(прот. Олег Давыденков).

Но оказывается, что в настоящий период времени дьявол совсем не скован, если он “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петра 5:8), да к тому же называется “богом века сего” (2 Кор 4:4). Получается неувязка какая-то? Серьёзная неувязка.

Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира. При этом под «первым воскресением» имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в таинстве крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется воскресением (см.: Кол.3:1; Еф.2:5-6,5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд. «Вторая смерть» есть осуждение грешников на Всеобщем суде, которое не коснется тех, кто имеют «участие в воскресении первом», т. е. духовно возрождены во Христе и очищены благодатью Его в Церкви. Таковые не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова.1376


1376 См.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. IV. С. 176–180. Кн. 20. Гл. 7.; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 493–494.

Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь … изгнал диавола вон(митр. Макарий (Булгаков)).

Господь … изгнал диавола вон.” Куда вон?

“Великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю” (Откр 12:9). “[Ангел] взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну” (Откр 20:2-3). После низвержения диавола с неба для него остаётся два места пребывания: “на земле и на море” и “в бездне”. Никакого вон не предусмотрено.

Сказано, что дьявол, “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петра 5:8). Он является богом века сего (2 Кор 4:4). Значит сейчас диавол находится “на земле и на море”.

Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь своею проповедию, своими многократными опытами изгнания бесов из людей и особенно своею смертию, действительно, изгнал диавола вон, связал крепкого (Матф. 12:29), совлек его начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив их на кресте (Кол. 2:16). Под именем тысящелетняго царства Христова разумеется весь неопределенный период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века, – соответственно тому, как у Псалмопевца: помяну в век завет свой, слово, еже заповеда в тысящы родов (Пс. 104:8), выражение: в тысящы родов означает неопределенно все будущие роды человеческие до конца мира. Под именем первого воскресения разумеется воскресение людей в Христианстве духовное, которое начинается чрез обращение их, оправдание и возрождение, соответственно словам: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14; снес. Иоан. 5:24), и оканчивается, когда души истинных Христиан переселяются из настоящей жизни, бывшей для них как бы смертию, в истинную жизнь со Иисусом Христом. Далее – разрешение диавола от темницы на мало время, чтобы прельстить языки, – означает явление на земле антихриста незадолго перед самою кончиною мира. Наконец суд над всеми мертвецами ожившими и мздовоздаяние как им, так и диаволу – это всеобщий, последний суд и последнее мздовоздаяние.2049


2049 Августин. de civ. Dei XX, 7; подробнее см. толков. на эту главу Апокалипсиса в Curs. S. Scripturae compl T. XXV, p. 1109–1122, Paris 1812.

Митр. Макарий (Булгаков)
Православно-догматическое Богословие
Том 2
§ 267. б) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы; замечание о хилиазме или тысящелетии Христовом

“Под именем тысящелетняго царства Христова разумеется весь неопределенный период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века(митр. Макарий (Булгаков)).

Сегодня, после Революции в России, ясно, как никогда, что такого периода времени “с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века” (митр. Макарий (Булгаков)) не существует.

… О том, что Революция вышла из семинарий, сказал преп. Варсонофий Оптинский. … Мысль такая серьёзная, что семинарии наши воспитывают революционеров. … Семинарии были сословными учебными заведениями, … и поэтому многие в семинарию шли из-под палки просто потому, что они родились в семье священника.

А я вас спрашиваю: разве 100% детей родившихся в семье священника могут быть священниками? Ни в коем случае. Ни в коем случае. Они могут быть инженерами, офицерами и кем хочешь. Они не обязаны быть священниками, но до Революции именно была такая вот дубовая система.

… Некоторых этих сыновей священников вы знаете. Там все наши поэты XIX века, все наши писатели. Ну скажем, Чернышевский, сын известнейшего протоиерея Гавриила Чернышевского. Когда он начал свои книжонки там подписывать, то все говорили: 'Да ладно, ничего страшного, батенька отмолит'. Потому что отец Гавриил Чернышевский был очень уважаемый протоиерей. И все думали, что у него очень сильная молитва. Но он не отмолил своего сына Николая Гавриловича. Николай Гаврилович окончил и духовное училище, и духовную семинарию, чуть ли не духовную Академию.

… А что получается в результате, если человек, у которого нету веры, или нету желания быть священником, вынужденно заканчивает училище, семинарию и Академию. Что в конце из него выйдет? Лютый безбожник. Ладно бы он ещё был неграмотный безбожник, он получается образованнейший безбожник. Это лютый законченный враг церкви, если его запхали туда силой и заставили учиться. Вот так было до Революции.

И сейчас так иногда есть, когда папа — маститый протоиерей. Он даже мысли не допускает, чтобы его сыновья не пошли по его стопам: 'Конечно, мой сын пойдёт в священники, и второй сын пойдет в священники, … а куда ещё, а как же иначе.' Это преступление, на самом деле. Потому что исключительное счастье родиться в священнической семье вовсе не делает человека способным к священству. Это особое призвание, особый дар. Если люди занимаются не своим делом, тогда они вырастают во врагов своего дела.

… Как ты будешь молиться Богу за людей, если ты их ненавидишь. Как ты будешь за них молиться, если ты вообще не считаешь, что ты занимаешься своим делом. Как ты будешь им проповедовать Евангелие, если ты его не читаешь, потому что оно тебе не нравится. … Ну вот такая трагедия происходит постоянно. Просто раньше она была трагедия государственного масштаба. А сегодня — трагедия мелкого масштаба.

Разрушается вера в грядущее воскресение

Апостол Павел предупреждает, что утвеждением, что воскресение уже было (2 Тим 2:18), разрушается вера в грядущее воскресение. Сейчас почти никто не верит в грядущее воскресение. Каждый жаждет Страшного Суда, который обрушится на невосстановившуюся (практически побеждённую сатаной) Церковь.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 1 Тим 4:7. 1 Тим 6:20. Тит 1:14. Тит 3:9.
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 1 Тим 1:20.
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

Августин Блаженный и Керинф

Вот что писал о тысячелетнем царстве (чувственный хилиазм) Августин Блаженный: “Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня. Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может” (Августин Блаженный).

Тысячелетнее царство толковалось духовно в работах: священномученика Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, св. Иустина Философа, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, свт. Мефодия Олимпийского, Викторина, Коммодиана, Лактанция. Чувственный хилиазм в свою очередь разрабатывался гностиком Керинфом и Аполлинарием Лаодикийским.

И никто не заставляет нас концентрироваться только на концепции еретика Керинфа и отвергнуть духовное толкование св. Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, св. Иустина Философа, св. Ипполита Римского, Тертуллиана и свт. Мефодия Олимпийского.

Итак, дьявол связан и заключен в бездну для того, чтобы не обольщал он уже народы, из которых состоит Церковь и которых, обольщенных, держал в своей власти прежде, пока Церкви не было(Августин Блаженный).
Св. Пётр имеет в виду Церковь, т.е. народы, из которых состоит Церковь, когда говорит что “диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петра 5:8), и по св. Петру получается, что дьявол не связан и не заключён в бездну, а ходит как рыкающий лев. Опять получается неувязка между Августином Блаженным и Апостолом Петром.

Книга XX. Глава VII

Об этих двух воскресениях тот же евангелист Иоанн в книге, называемой Апокалипсис, говорит так, что первое из них, будучи некоторыми из наших не понято, обратилось как бы в своего рода смешные басни. Говорит апостол Иоанн в упомянутой книге: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Апок. XX, 1-6).

Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто первое воскресение будет телесным, остановили, между прочим, особое внимание на числе тысяча, найдя в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет с того времени, как был сотворен человек и в наказание за великий свой грех низвергнут из райского блаженства в бедствия настоящей смертности; так что соответственно словам Писания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (II Пет. III, 8), когда исполнится шесть тысяч лет, равняющихся шести дням, последует как бы седьмой день субботы в виде последних тысячи лет, с воскресением, т.е. для празднования этой субботы, святых. Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня. Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем χιλιάστας; переведя это название буквально, мы можем называть их тысячниками. Вдаваться в особое опровержение их было бы долго; скорее, мы должны в настоящем случае показать, как следует понимать это место Писания.

То обстоятельство, что он часто обольщает и тех, которые, будучи уже возрождены во Христе, вступают на путь Божий, также не должно смущать. Ибо «познал Господь Своих» (II Тим. II, 19): из этих никого он не увлечет в вечное осуждение. Господь знает их как Бог, от Которого не укрывается ничто и из будущего, а не как человек, который в настоящем человека видит (если только видит того, чье сердце не видит), а каким будет после, — не видит и себя самого. Итак, дьявол связан и заключен в бездну для того, чтобы не обольщал он уже народы, из которых состоит Церковь и которых, обольщенных, держал в своей власти прежде, пока Церкви не было. Ибо не сказано: «Да не прельстит кого-либо», но: «Дабы не прельщал уже народы», под которыми он, без всякого сомнения, разумел Церковь. Говорит: «Доколе не окончится тысяча лет», т.е. или то, что остается еще от шестого дня, состоящего из тысячи лет, или все годы, которые остается еще прожить в этом веке.

Вывод

Тысячелетие – это не “период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века”, как это утверждает митр. Макарий (Булгаков).

Тысячелетие – это период времени на земле, которого ещё не было, и тогда диавол будет скован (Откр 20:2), а не будет ходить как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петра 5:8). В это благодатное время нам не нужно будет бороться против духов злобы поднебесных (Еф 6:12), так как диавол будет реально скован. Но такого времени в истории Церкви пока ещё не было.

Сатана не скован ни на земле ни на море

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, Дан 10, 13. Дан 12, 1.
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Лк 10, 18.

12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Ис 49, 13.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

Диавол действительно низвержен с неба и находится на земле и на море. Далее нам предстоит пережить время, когда Ангел сойдёт с неба и заключит его в бездну.

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Лк 8, 31. Откр 1, 18.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 2 Пет 2, 4. Иуд 1, 6. Откр 12, 9.
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Прот. Андрей Ткачёв предупреждает нас, что диявол “в великой ярости ползает между нами ища кого проглотить” (1 Петра 5:8).

… Ну там дальше пишется, что “веселитесь, небеса и живущие на них! Горе тебе земля и живущие на ней! ибо к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что ему мало времени осталось” (Откр 12:12). … и в великой ярости ползает между нами “ища кого проглотить” (1 Петра 5:8).

Прот. Андрей Ткачёв, XXI век
Чистый ум, хвалящий Бога

Ниже приведены цитаты из Добротолюбия, показывающие, что сатана вполне не скован, а ведёт против нас жесточайшую борьбу.

15. … Сатана сотрясает души, и решетом, т.е. земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли (5, 1).

22. Человек погиб за преступление; стал язвен; сатана омрачил его ум. И в ином человек действительно мертв, а в ином живет, рассуждает, имеет волю (26, 1).

48. Источник изливает чистую воду; но на дне его лежит тина. Если возмутит кто тину, – весь источник делается мутным. Так и душа, когда бывает возмущена, срастворяется с пороком. И сатана чем-то одним делается с душою; оба духа во время блуда или убийства составляют что-то одно. Посему-то прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с любодейцею (1 Кор. 6:16). В иное же время самостоятельная душа действует сама по себе, и раскаивается в своих поступках, плачет, молится и приводит себе на память Бога. А если бы душа всегда погрязала во зле, то как могла бы делать это? Потому что сатана, будучи жестокосерд, никак не хочет, чтобы люди обращались к покаянию (16, 2).

53. Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собою (26, 12).

54. А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренно же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое. Как, если юноша, хитростию обольстив девицу, растлит ее, то мерзкою она делается жениху своему за любодейство: так и бесплотная душа, вступающая в общение с живущим внутри змием, лукавым духом, блудодействует пред Богом. И написано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети, уже любодействова в сердце своем (Мф. 5:28). Ибо есть блуд совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающей в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою, или демонов, или Бога и Ангелов, и прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребною для Небесного Жениха (26, 13).

25. Если кто не соблюдет великого смиренномудрия, то предается он сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати, и тогда обнаруживается его самомнение, потому что он наг и беден. …

32. Каким образом падают и те, в которых воздействовала Божия благодать? Самые чистые по своей природе помыслы бывают поползновенны и падают. Человек начинает превозноситься, осуждать другого и говорить: «ты грешник», а себя самого признавать праведным. Разве не знаешь, что говорит Павел? Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся (2 Кор. 12:7). И в чистой природе есть возможность превозношения (7, 4).

56. … Ибо душа имеет много сокровенных помыслов, и в этот час производит и рождает их; и у злобы много помыслов и предначинаний, и ежечасно порождает она новые помыслы против души; потому что ум есть всадник, он впрягает колесницу души, сдерживая бразды помыслов, и устремляется против сатанинской колесницы, – так как и сатана уготовил ее против души (40, 5).

66. … так и христиане, будучи облечены в совершенную силу и имея у себя небесное оружие, если захотят, соуслаждаются вместе с сатаною и пребывают в мире с ним, а не воюют; …

67. Предстоит ли совершенным скорбь, или брань? Или они вполне беззаботны? Нет человека, на которого враг перестал бы нападать. Сатана немилосерд и человеконенавистен, поэтому не ленится нападать на всякого человека; но по-видимому не на всех наступает он с одинаковым усилием. Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются во бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении; потому что непоколебимы и уверены в своем спасении; так как часто упражнялись и приобрели опытность во брани с злобою, и Сам Бог с ними; Богом путеводятся они и упокоеваются. Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и гибель (15, 16, 17).

76. До известной ли меры попускается сатане, или сколько хочет, нападать на нас? Стремление его не только на христиан, но и на идолослужителей и на целый мир. Посему, если бы дозволено ему было нападать, сколько хочет, то истребил бы всех.

10. … А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана (26, 16).

14. … Когда же душа войдет в оный Град Святых, – тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений: потому что нет там заботы, или скорби, или труда, или старости, или сатаны, или брани; а есть там покой, радость, мир и спасение. Там посреди них Господь, Который именуется Спасителем, потому что спасает плененных, именуется Врачом, потому что подает небесное и Божественное врачевство и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком. Словом сказать: Иисус есть Царь и Бог, а сатана – мучитель и злой князь (26, 23).

69. Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на Апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатанин, – да пакости ему деет; тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся.

Св. Марк Подвижник, IV-V век
Добротолюбие. Том 1
2. Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов

119. Вот и смотри, как лживыми мечтаниями и пустыми обещаниями ввергают нас в падение враги нашего спасения. И сам сатана таким же образом спал с небесных высот, как молния, возмечтав о равенстве Богу. Так потом Адама отдалил он от Бога, внушив ему мечту о Божеском некоем достоинстве (всезнании); так и всех согрешающих обыкновенно обольщает этот лживый и коварный враг.

126. Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их – Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия – сатаны. «Гневайтеся», сказано, «и не согрешайте» (Пс. 4:5). Это значит гневайтеся на грех, т.е. на самих себя и на дьявола, чтобы не согрешить против Бога. …

Прп. Исихий Иерусалимский, V век
Добротолюбие. Том 2
Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

50. Когда в сердце слышатся такие славолюбивые помыслы и оно не противоборствует тому, тогда инок (и особенно уединенник) не далеко бывает от повреждения ума; тогда рассудок бывает в опасности расстроиться или от снов бесовских, принимаемых с верою, или от призраков во время бдений, или от явления бесов в каких-либо светлых видах. Ибо сам сатана для обольщения нашего преобразуется иногда в Ангела света; причем обещает, что, если пад поклонишься ему, то даст тебе такое и такое дарование, или восхитит тебя, как нового Илию, на Небо, на огненной колеснице. И бывало, что принимавшие это с верою уклонялись от истины и впадали в умоповреждение. …

28. Когда друг твой, считая унижением для себя добрую славу о делах твоих, уязвится завистию и даже вздумает некоторым укором омрачать ее, смотри, не уязвись и сам, попустив влиться в душу твою горькому яду огорчения. О том и забота у сатаны, чтоб его завистию разжигать, а тебя огорчением съедать.

Прп. Нил Синайский, V век
Добротолюбие. Том 2
5. Подобные предыдущим мысли и увещание, извлеченные из других писаний прп. Нила

54. … Смущение прилично назвать колесницею диавола, потому что сатана имеет обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение.

71. … И откуда бы заняли они все это, если бы не приобрели опыта о многом худом, впав в сие худое по Божию попущению, как говорит Апостол: за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин (2 Кор. 12:7)? …

271. Первая мысль, которая по Божию человеколюбию входит в человека и руководствует душу к жизни, «есть» западающая «в сердце мысль об исходе сего естества». За сим помыслом естественно следует пренебрежение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни. Это же и божественная сила, сопутствующая человеку, полагает в основание, когда восхощет обнаружить в нем жизнь. – И если человек эту, сказанную нами, мысль не угасит в себе житейскими заботами и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии, и остановится на ней созерцанием, и займется ею; то она поведет его к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана ненавидит сей помысл и всеми силами нападает, чтоб истребить его в человеке. И если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысл. Ибо знает коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его состоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются.

Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время нощных успокоений, в момент тончайшего некоего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса, и как верным оружием против прелести воспользуется сим пресвятым и преславным именем; то лукавый обольститель оный тотчас удаляется, но за то возгорается наконец бранию против души своим лицом (а не помыслами). Так ум, точно распознавая обманчивые прелести лукавого, более и более преуспевает в различении духовных вещей.

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
31. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном, и как ум рассеивает его теплым призыванием имени Иисуса и самого сатану обращает в бегство

Некоторые придумали, будто благодать и грех, т.е. Дух истины и дух прелести, вместе укрываются в уме крещаемых: почему, говорят, одно лицо призывает ум к добру, а другое – к противному тому. Я же из Божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать совне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсущий благодати: да не будет! а дымя как бы пред умом чрез мокротность тела, приятностию бессловесных сластей. Бывает же сие по попущению Божию, чтоб человек достигал наслаждения добром не иначе, как проходя чрез бурю, огнь и искушение. Ибо говоритея: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой (Пс. 65:12).

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
76. Как действует в душе Дух истины и дух прелести прежде крещения и по крещении

Сатана, как сказал я, Святым Крещением извергается из души; но ему попускается по указанным выше причинам действовать на нее чрез тело.

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
79. Благодать действует чрез чувство ума, а сатана чрез плотские чувства и влечения

Господь научает нас во св. Евангелии Своем, что когда сатана, возвратясь, найдет дом свой выметенным и пустым, найдет т.е. сердце бесплодным, тогда берет других семь духов, злейших его, входит в него и гнездится там, делая последнее состояние человека того хуже первого (Лк. 11:25). … И в другом месте опять, чтоб показать, что из тела воюет сатана на душу, соделавшуюся причастницею Святаго Духа, говорит он: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды и обувше нози во уготование благовествования мира: над всеми же восприемше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный иже есть глагол Божий (Еф. 6:14–17). … Почему Апостол и говорит, что диавол огненными стрелами нападает на души, Христа Господа в себе носящие. Ибо и обыкновенно так бывает, – что кто не может руками достать своего противника, тот употребляет против него стрелы, чтоб издали ведущего с ним брань врага уязвить полетом стрел, так и сатана, поелику не может, как прежде, гнездиться в уме подвизающихся по причине присутствия в нем благодати, то как гнездящийся в теле, налетает на похотную мокротность, чтоб ее влечением прельстить душу. …

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
82. В сердце тех, кои во благодати суть, не может быть диавол; воюет же он против них посредством тела

… Ибо когда кто соуслаждается помыслами, лукавым сатаною в него всеваемыми, и память о них как бы написует в своем сердце, не явно ли, что потом он из собственной своей произращает их мысли?

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
83. Как и помыслы, сатаною всеваемые, почитаются исходящими из сердца

… Ведать впрочем должно, что когда при обучительном попущении бывает у души с сатаною борьба в схватке лицом к лицу, тогда благодать, хотя скрывает себя, но неведомым помоганием содействует душе, чтоб показать врагам ее, что победа над ними есть дело одной души.

Блаж. Диадох Фотикийский, V век
Добротолюбие. Том 3
87. О действиях на душу попущения Божия обучительного и оставления Божия наказательного; и о том, как надо действовать при том и другом

37. … За это мы, сыны царствия, стали сынами геенны. За это мы, сыны Вышнего, яко человеки умираем, и яко един от князей падаем (Псал. 80:7). За это мы преданы в руки врагов беззаконных, т.е. злых и свирепых бесов, и царю неправедному и лукавнейшему паче всея земли, т.е. начальнику их сатане, ибо согрешали и беззаконновали, преступивши заповеди Господа Бога нашего (Дан. 3:29-32), Сына Божия поправши и кровь завета ни во что вменивши (Евр. 10:29).

Св. Максим Исповедник, VII век
Добротолюбие. Том 3
Слово подвижническое, в вопросах и ответах

59. Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны.

16. … Если же сатана ведет войну против троечастности; ясно, что он воюет чрез то против заповедей Христовых; ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, т.е. раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. …

22. Мужайтеся и стойте доблестно против обходов дьявольских, зная, что брань у нас не с плотью и кровью, а с невидимым и горьким гонителем нашим, сатаной, и под ним сущими отступническими силами. …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 6

2. … Помнит каждый из вас, каким и коликим подпадал искушениям, со времени поступления в монашество, как изнемогал, падал духом, нечаял остаться живым, уловляемый и уязвляемый сатанинскими помыслами,

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 30

13. … Говорю так не потому, чтоб мы не испытывали браней: ибо кто венчается, если неборимый и противоборствующий, если неприемлющий стрелы и ранящий бросающего оные, – но потому, что не падаем под сатанинскими ударами. Воистину, чада мои Богособранные! …

16. … дабы по неведению или нерадению не подвергся кто из вас уязвлению жалом смерти, т.е. грехом, преступив заповедь и сделав что неподобающее, – если, и когда делаю это, находим, что злохудожный сатана успевает действовать на некоторых из вас, о коих великий мне плач и печаль сокрушительная. …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 43

8. Ведаете, что у сатаны много искушений, время же теперь весеннее, дни приятные. Смотрите, как бы не влетала в кого из вас стрела греха. …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 53

2. Добродетели порождает Бог, а страсти и грехи – сатана: и нет никакого общения света со тьмой, и никакого согласия Христа с велиаром. …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 130

19. … Но нам надо подвизаться и воевать против того, что сейчас нападает: так как в каждый час один одной борим бывает страстью, а другой – другой: тот болит блудной страстью, а этот – чревоугодием, – тот леностью, а этот завистью, тот гневом, а этот неверием, тот непокоривостью, а этот самолюбием, тот бездействием, а этот неистовством. Все же сие действует один и тот же дух сатанинский.

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 169

17. … Итак, хотя бы ты в прикрытом был месте, и там видит тебя неусыпающее око, с кем стоишь о чем говоришь и что делаешь. Смотри же, не узрело бы оно тебя беседующим с сатаной, замышляющим студные дела или делающим что срамное. …

24. … Если Бог есть свет, жизнь и истина, то как не вожделенно стремиться к Нему, искать общения с Ним живого и достигнуть его? и если сатана воистину смерть есть, ложь и пагуба; то склонение на его внушение как не будет смертью, тьмой и пагубою? …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 175

18. … Не говори: я устарел в добродетели, и не боюсь: страх изменения и падения никогда не должен отходить, ибо многих устаревших в добродетели низвергал сатана в ров греха в одно мгновение времени; так что «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12), и мняйся добре охраненным быть, да блюдется, не оставлен ли без всякой охраны. …

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 225

27. … «Кийждо вас псалом имать, учение имать, молитву имать»: все же соразмерно да совершается, «вся к созиданию» души «да бывают» (1 Кор. 14:26), к благоустроению духа, «да не искушает вас сатана невоздержанием» (1 Кор. 7:5).

Преп. Феодор Студит, VIII-IX век
Добротолюбие. Том 4
Подвижнические монахам наставления. 249

47. … Но верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасённым быть по неизреченному благоутробию Его даром. Ступай прочь с глаз моих Сатана! Господу Богу моему поклоняюсь и от юности моей служу Ему, могущему спасти меня по единой милости Своей. Отступи же от меня. Бог, создавший меня по образу и подобию Своему да сокрушит тебя.

52. Люта и неудобно-победима страсть хуления, которая источником своим имеет гордостное мнение сатанинское.

Не может сатана быть низвергнутым в бездну, запечатанным и скованным и одновременно принимать вид Ангела света. Значит он ещё не низвергнут в бездну, не заключён, и над ним не положена печать. А значит тысячелетие ещё не началось.

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Лк 8, 31. Откр 1, 18.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 2 Пет 2, 4. Иуд 1, 6. Откр 12, 9.
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. Деян 15:24.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их. Мф 7:15.

8. Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека?

Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. И так не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай, что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мiра, ни пресечения похоти и страсти, – кои суть действа благодати. Бесовские же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознать от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны. Фридакс видом похож на горчицу, и уксус цветом похож на вино; но при вкушении их гортань распознает и определяет различие каждой из сих вещей. Так и душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознавать дары Духа Святого и призрачные мечтания сатаны.

«Главнейшее дело подвижника в том состоит, чтоб, вошедши в сердце свое, сотворить там брань с сатаной и возненавидеть его, и противоборствуя помыслам его, воевать с ним. Если же кто по видимости сохранит тело свое от растления и блуда, внутрь же любодействует пред Богом, блудничая в помыслах, то иметь тело девственным никакой нет пользы. Ибо написано: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Есть блуд, телом совершаемый, и есть блуд души, с сатаной общащейся». …

Вопрос: Против какого человека злые духи бессильны в своих искушениях?

Ответ: Злые духи ни на минуту не перестают искушать человека, но перед теми кто во всех искушениях укоряет только себя, вспоминая свою вину перед Господом, сокрушаясь в грехах своих, они бессильны.

Пётр Боярский, XX век
23 совета
21-летнего новомученика Петра Боярского из Запорожья, оставленные в его дневнике

 

Опубликовано: 1 декабря 2024

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2024    1260.org     Отказ от ответственности