И эта идея
мертвой Церкви
не есть лишь логический вывод, сделанный нами из положений нашего знаменитого богослова: он сам позаботился описать нам Вселенскую Церковь, какой она представлялась ему, в образе безжизненного тела, составленного из разнородных и разрозненных элементов. Ему, действительно, пришла блестящая мысль приложить к Церкви Христа и к фазам ее исторической жизни видение великого кумира из книги Даниила. Золотая голова кумира — это
первобытная христианская Церковь;
его серебряные руки и перси — это
"утверждающаяся и распространяющаяся Церковь"
(эпоха мучеников);
медное чрево, это
"Церковь преизбыточествующая"
(торжество христианства, время великих учителей). Наконец, современная Церковь, —
"Церковь разделенная и раздробленная", — представлена двумя ногами и пальцами на них, в которых
глина смешана с железом руками человеческими.
Чтобы принять всерьез этот мрачный символ, необходимо отвергнуть Церковь Бога, основанную им на веки веков, Церковь единую, непогрешимую и незыблемую. Наш автор это скоро почувствовал и в последующих изданиях своего труда выкинул всю эту аллегорию, но не нашел чем заменить ее. Впрочем, если ограничить приложение этого образа официальной греко-российской Церковью, придется сознаться, что выдающийся представитель этого учреждения не лишен был ни остроумия, ни беспристрастия. Железо и глина, смешанные руками человеческими, — насилие и слабость и искусственное единство, ждущее лишь толчка, чтобы распасться в прах, — трудно лучше описать современное состояние нашего церковного строя.
Подчиненная без всяких ограничений светской власти и лишенная всякой внутренней силы, эта Церковь “установленная” царем, злоупотребляет тем не менее иерархическим принципом, присваивая себе безусловную власть над народом, принадлежащую по праву лишь независимой и Вселенской Церкви, основанной Христом.
В 1885 году, официальный документ, исходивший от русского правительства2, объявил, что Восточная Церковь отреклась от своей власти и передала ее в руки царя. Это заявление было замечено только немногими. …
…
Церковь должна вообще иметь власть независимую и стоящую выше власти Государства. При самых благих намерениях светский монарх не может быть действительным сыном Церкви, которой он в то же время глава и которой он правит при посредстве своих чиновников.
Церковь в России, лишенная всякой точки опоры, всякого центра единства вне национального Государства,
по необходимости
кончила тем, что была порабощена светской власти;
а эта последняя, не видя на земле ничего выше себя, не имея возможности получить от кого бы то ни было религиозной санкции, частичной делегации власти Христа,
с не меньшей необходимостью пришла к антихристианскому абсолютизму.
2
Правила о государственных экзаменах по юридическому факультету.