|
|
|
Разговор с Трифоном Иудеем. Гл.80-81
Иустин Философ
Глава 80
– Я говорил тебе, государь мой, – отвечал на это Трифон, – что всячески стараешься обезопасить себя, строго следуя Писаниям. Скажи же, истинно ли вы признаете, что это место Иерусалима будет возобновлено, и надеетесь ли, что народ ваш соберется и будет блаженствовать со Христом, вместе с патриархами, пророками и уверовавшими из нашего рода, равно как и с теми, которые сделались нашими прозелитами прежде пришествия вашего Христа?
Или ты прибег к такому признанию для того, чтобы оказаться победителем в этом споре?
– Я не так несчастен, Трифон, – отвечал я, – что иное говорить, нежели, что думаю. Я тебе и прежде объяснял, что я и многие другие призывают это, как и вы совершенно уверены, что это будет. Впрочем, как я тебе говорил, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого. А что касается тех, которые только носят название христиан, а в самом деле суть безбожные и нечестивые еретики, то я показал тебе, что они учат совершенно богохульному, безбожному и безумному. Но чтобы вы знали, что это не при вас только говорю, – я изложу, сколько дозволят силы мои, в книге всю нашу беседу;
в ней я помещу те же самые мысли мои, которые высказываю и пред вами. Ибо я желаю следовать не человекам или человеческим учениям, но Богу и Его учению. Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами, подобно тому, как всякий здравомыслящий не признает иудеями – Саддукеев или тому подобные «секты»246
– Генистов, Меристов, Гадилеян, Элливин, Фарисеев и Ваптистов (не оскорбитесь если я говорю, что думаю), – иудеев и детей Авраама только по имени и устами только почитающих Бога, а сердцем, как Сам Бог говорит, далеко отстающих от Него. А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки.
246
Егезинн у Евсевия (Ц. ист. IV, 22)
и Кпифаний перечисляют семь сект иудейских, из коих трем они дает почти теже названия, какие упоминаются здесь Иустином: Саддукеи, фарисеи и имероваптисты или просто ваптисты (последние составляли отдел фарисеев, отличавшийся от них только в пункте о ежедневных омовениях и жертвах). Что касается до отавльных сект иудейских, упоминаемых Иустином, то Галилеяне, как известно, происходили от Иуды Галилеянина, возбуждавшего своих соотечественников к удержанию прежней политической свободы;
кто же были генисты и меристы, не довольно известно. Исидор (Origg. VIII, 4)
говорит, что «генисты
названы так потому, что хвалились своим чистым происхождением (genere)
от Авраама, так как по переселении в Вавилон многие вступили в брак с тамошними женщинами, а другие строго держались племени иудейского и по возвращении в отечество отделяли себя от прочего народа».
Меристы
разделяли Писания и не всех пророков принимали (от μέρος, часть).
Эллиниан
Скалигер производит от ересиарха Эллиния;
а Тирльби предполагает чтение: Эллилиан, по имени знаменитого иудейского учителя Геллела.
Отто.
Глава 81
–
Исаия так говорит
об этом тысячелетии: «будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю;
ибо вот, Я делаю Иерусалим весельем и народ Мой радостью и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем. И более не услышится на ней голоса плача, ни голоса вопля, и не будет более там какого-нибудь младенца и старика, который бы не исполнил своего времени;
ибо юноша будет ста лет, а грешник умирающий – ста лет и будет проклят. И они построят дома и сами будут жить, и насадят виноград и сами будут есть плоды его и пить вино. Не будут строить так, чтобы другие жили, и не будут садить, чтобы другие ели;
ибо как дни дерева жизни, будут дни народа Моего, дела трудов их умножатся247. Избранные Мои не будут трудиться напрасно, ни рождать детей на проклятие: ибо они будут семя праведное и благословенное Господом, и внуки их будут с ними. И будет то, что Я, прежде нежели они воззовут, услышу их;
когда они еще будут говорить, Я им скажу: что это?
Тогда волки и ягнята будут пастись вместе, и лев как бык будет есть солому, а змей – землю, как хлеб. Не будут они делать зла, ни истребления на горе святой, говорит Господь»248. Из того, что сказано в этих словах «как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их», – продолжал я, – мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо когда было сказано Адаму: «в какой день он вкусит от древа, в тот умрет»249, то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: «день Господа как тысяча лет»250. Кроме того, у нас некто, именем Иоанн, один из Апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд;
как и Господь наш сказал: «не будут жениться, ни выходить замуж, но будут равны ангелам, как дети воскресения Божия»251.
247
Вместо πλεονάσουσιν e 70-ти читается: παλανώσουσιν, обветшают.
248
Ис.65:17–25.
249
Быт.2:17.
– Мысль Иустина по-видимому такова: Адам, которому сказано Богом, что он умрет в тот
день,
в который вкусит от древа, не пережил за тысячу лет;
значит день Господень соответствует тысяче лет. – Ириней
(adv. haer. V, 23, § 2)
говорит: «некоторые полагают смерть Адама в тысячелетний год, потому что
день Господень
как тысяча лет, и Адам не перешел за тысячу лет».
250
Пс.89:4;
2Пет.3:8.
251
Лк.20:35–36.
См. также
|