|
|
|
Бог. Троица. Триединица
По работам
прот. Фомы Хопко
«Единый Бог» Тринитарного богословия
Неправильный вывод. Прот. Фома Хопко:
“ … Единый Бог, в
Которого
мы верим, строго говоря, не есть Святая Троица. Единый Бог есть Бог-Отец.”
(рус.)
“ … the one God, in
Whom
we believe, strictly speaking, is not the Holy Trinity. The one God is God the Father.”
(en.)
Теперь здесь мы должны увидеть очень важный момент для тринитарного богословия, а именно то, что в Библии, в Писании, а
затем,
в символах веры, и особенно в Никео-Константинопольском символе веры, который стал кредообразующим утверждением для древнего Христианства и остается крещальным, литургическим символом веры для восточных православных церквей и большинства христианских церквей по сей день, как оно было сформулировано, сведено воедино и получено от первых двух Вселенских соборов (Никейского в 325 г. и Константинопольского в 381 г.)
— то есть в этом символе веры
и
как он провозглашается в литургических молитвах — и, конечно же, в литургической молитве анафора (слово, означающее «вознесение» или «приношение», которое является техническим термином для евхаристической молитвы, евхаристического канона, где хлеб и вино,
просфора
сначала возносится и приносится Богу, когда мы возносим сердца, обращаем их к Нему, когда вспоминаем о спасительном действии Христа на святом евхаристическом служении)
— в Библии, в Символах веры и в Литургии очень важно, действительно критически важно отметить, и утвердить, и помнить, что
единый Бог, в Которого мы верим, строго говоря, не есть Святая Троица.
Единый Бог есть Бог Отец. В Библии единый Бог — это Отец Иисуса Христа. Он есть Бог, Который посылает в мир Сына Своего Единородного, а Иисус Христос есть
Сын Божий.
Тогда, конечно, параллельным образом Дух, Святой Дух есть
Дух Божий,
таким образом Святой Дух, будучи Духом Божьим, есть, следовательно, и Дух Христа, Мессии, потому что Христос есть Сын Божий, на которого Бог Отец посылает и утверждает Свой Святой Дух.
Оригинальный текст (англ.)
Now here we have to see a very important point for Trinitarian theology, and that is that in the Bible, in the Scriptures, and
then, therefore, in the creeds—and particularly the Nicene-Constantinopolitan Creed, which became the credal statement for ancient Christianity and remains the baptismal, liturgical creed for Eastern Orthodox churches and most Christian churches to this very day, as it was formulated and put together and received from the first two Ecumenical Councils (Nicaea in 325 and Constantinople in 381)—that
[is]
in this creed
and
as it is proclaimed in liturgical prayers—and certainly in the liturgical prayer, the anaphora (which is a word that means “raising up”
or “offering up,”
which is a technical term for the Eucharistic prayer, the Eucharistic canon, where the bread and wine, the
prosphora, are first elevated and offered to God as we lift up our hearts and have our hearts on high when we remember the saving activity of Christ at the holy Eucharistic service)—in the Bible, in the creeds, and in the Liturgy, it’s very important, really critically important, to note and to affirm and to remember that
the one God in whom we believe, strictly speaking, is not the Holy Trinity.
The one God is God the Father. In the Bible, the one God is the Father of Jesus Christ. He is God who sends his only-begotten Son into the world, and Jesus Christ is the
Son
of
God. Then, of course, in a parallel manner, the Spirit, the Holy Spirit, is the
Spirit
of
God, that the Holy Spirit, being the Spirit of God, is therefore also the Spirit of Christ, the Messiah, because the Christ is the Son of God, upon whom God the Father sends and affirms his Holy Spirit.
Есть «один Бог,
Который
есть Бог-Отец»
Неправильные выводы. Прот. Фома Хопко:
“ … другая ужасная ошибка, … когда люди говорят: есть «один Бог,
Который
есть Святая Троица», есть «Тот,
Кто
есть Троица».”
(рус.)
“ … the other terrible error … is where people say: there is «one God
Who
is the Holy Trinity», there is «He
Who
Is the Trinity».”
(en.)
“ … мы, православные христиане, … никогда не можем сказать: есть «один Бог,
Который
есть Святая Троица». Есть «один Бог,
Который
есть Бог-Отец».”
(рус.)
“ … we Orthodox Christians … can never say: there is «one God
Who
is the Holy Trinity». There is «one God
Who
is the Father».”
(en.)
С другой стороны, есть еще одно ужасное заблуждение, и другое ужасное заблуждение, называемое обычно модализмом в технической теологической терминологии, это когда говорят: есть «один Бог,
Который
есть Святая Троица», есть «Тот,
Кто
есть Троица». И мы, православные христиане, следуя Писанию, и символам веры, и богослужебным молитвам, никогда не можем сказать: «един Бог,
Который
есть Святая Троица». Есть «один Бог-Отец». И этот Единый Бог,
Который
есть Отец, имеет с
Собой
вечно,
Кого
Он
рождает безвременно прежде всех веков, Сына
Своего
Единородного —
Который
есть и Логос
Его,
Слово
Его,
а также Хохма
Его,
София
Его,
Премудрость
Его,
также Эйкона
Его,
Его
Икона,
Его
Образ.
Но эта Премудрость и Слово, и Образ, и Образ Божий божественен с той же самой божественностью, что и Бог, Единый Истинный и Живой Бог, потому что
«Он
есть
Тот,
Кто
Он
есть»,
а
Его
есть другой
Кто
от Отца. Есть три
Кто.
Есть
Тот,
Кто
есть Отец,
Тот,
Кто
есть Сын, и
Тот,
Кто
есть Святой Дух. Эти три
Кто
называются тремя Лицами или тремя Ипостасями. Вероятно, термин «ипостасии» является лучшим термином, потому что он означает три проявления божественной жизни в совершенном и полном единстве. Но важно помнить, что единый Бог — это Отец Иисуса. Иисус есть Сын Божий. Как сказано в Никейском символе веры: «Он есть Бог
от Бога,
истинный Бог от истинного Бога». Здесь христиане сказали бы и настаивали на том, что единый Бог и Отец от вечности имеет с
Собой
Своего
Сына.
Оригинальный текст (англ.)
On the other hand, there is another terrible error, and the other terrible error, usually called Modalism in technical theological terminology, is where people say: there is «one God
Who
is the Holy Trinity», there is «He
Who
Is the Trinity». And we Orthodox Christians, following scripture, and the creedal statements, and the liturgical prayers, can never say: there is «one God
Who
is the Holy Trinity». There is «one God
Who
is the Father». And this one God
Who
is the Father has with
Him
eternally,
Whom
He
begets timelessly before all ages,
His
only-begotten Son —
Who
is also
His
Logos,
His
Word, and also
His
Chokhmah,
His
Sophia,
His
Wisdom, also
His
Eikona,
His
Ikon,
His
Image.
But this Wisdom and Word and Image and Ikon of God is divine with the very same divinity as God, the One True and Living God, because
«He
is
Who
He
is»,
and
His
is another
Who
from the Father. There are three
Whos.
There is
He
Who
is the Father,
He
Who
is the Son, and
He
Who
is the Holy Spirit. Those three
Whos
are called the three Persons or three Hypostases. Probably the term «hypostases» is a better term, because it means three instances of divine life in a perfect and total unity. But it is important to remember that the one God is the Father of Jesus. Jesus is the Son of God. As the Nicene Creed said, “He is God
from God,
true God from true God”. Here the Christians would say and insist that the one God and Father, from all eternity, has with
Him
His
Son.
Точка зрения либерального протестантизма
В христианских кругах (ну… так называемых христианских…)
мы видим развитие либерального протестантизма в конце 19 — начале 20 века, чтобы отделить идею Бога от Христа. Он занимает центральное место в программе либерального протестантизма во многих его формах. И как только это сделано, Троица теряет смысл. Бог как Отец на самом деле не имеет смысла. Отсюда мы получаем такие вещи, как развитие переименования Троицы как Творца, Поддерживающего, Искупителя… Мы видим акцент на Христе как на моральной фигуре, но не на искупителе, не на фокусе.
Оригинальный текст (англ.)
In Christian circles (well… so-called Christian…)
we see it developing Liberal Protestantism in the late 19th — early 20th centuries to detach the idea of God from Christ. It is central to the program of Liberal Protestantism in many of its forms. And as soon as it is done the Trinity makes no sence any more. God as Father does not really make sence. From there we get things like the development of renaming the Trinity as Creator, Sustainer, Redeemer… We see an emphasis on Christ as the moral figure but not redemptive, not the focal point.
Арианство об абсолютном едином Боге
Ариане утверждают, что Отец есть единый, истинный, абсолютный Бог, — Сын есть второй Бог по воле Отца…
По мнению ариан, для того, чтобы можно было соединить единство Бога с троичностью лиц в Нем, нужно принять одно из двух:
или разделить Божескую сущность на три части, и таким образом признать трех богов одной и той же сущности, а потому и вполне равных по своему достоинству, —
или же уничтожить самостоятельное ипостасное бытие Сына и Духа, признав их только силами или формами откровения Отца.
Чтобы кратко охарактеризовать богословское направление в этой полемике православных и ариан, достаточно указать только на различную постановку ими исходного вопроса. В то время как православные ставили вопрос, — нужно ли мыслить в Боге три действительных Лица, при нераздельном единстве Божественной сущности, и отвечали на этот вопрос категорическим утверждением, — ариане спрашивали: можно ли мыслить троичность Божеских Лиц, при нераздельном единстве Их сущности, — и отвечали: нет, нельзя. По мнению ариан, для того, чтобы можно было соединить единство Бога с троичностью лиц в Нем, нужно принять одно из двух: или разделить Божескую сущность на три части, и таким образом признать трех богов одной и той же сущности, а потому и вполне равных по своему достоинству, — или же уничтожить самостоятельное ипостасное бытие Сына и Духа, признав их только силами или формами откровения Отца;
но то и другое понимание догмата было одинаково неправильно. Первое составляло тритеизм, и таким образом низводило христианство на ступень языческого многобожия, — второе вело к монархианизму, и таким образом уничтожало самый существенный и характерный пункт христианского вероучения. Избегая обеих этих крайностей, ариане соединили их в одну, и из этой смеси составили свое особое понимание догмата о Св. Троице. Из монархианизма они взяли себе идею абсолютно единого Бога, из тритеизма — учение о трех отдельных богах, и таким образом получилось следующее учение: Отец есть единый, истинный, абсолютный Бог, — Сын есть второй Бог по воле Отца, а Дух Святый просто только высшая сущность, сотворенная Сыном, как и все другие сущности.
В арианстве Сын Божий считается «богом с маленькой буквы».
Такое построение очень симпатично и приемлемо массе интеллигентного и служилого язычества, влекомого политикой и государственной службой в лоно Церкви.
С арианской догматикой христианство становится ещё одной монотеистической религией.
… невольное и случайное соответствие арианской доктрины, низводившей иррациональную христианскую триадологию к упрощенному математическому монотеизму, механически соединенному с политеизмом, поскольку Сын Божий считался «богом с маленькой буквы». Такое построение было очень симпатично и приемлемо массе интеллигентного и служилого язычества, влекомого политикой и государственной службой в лоно Церкви, принятой императором. Монотеизм в этой массе, разделявшей идею и почитание Единого Бога под именем «Summus Deus», был очень популярен, но он был полурационалистичен и чужд христианской Троичности Лиц в Божестве. Так, подольщаясь ко вкусам языческого общества через арианские формулы, Церковь могла бы предать всю свою христологию и сотериологию. …
Вопрос заострялся до формулы «быть или не быть?» не в смысле исторического бытия и роста христианства, а в смысле качественном: в смысле возможной неприметной для масс подмены самой сути христианства как религии искупления. Может быть, было бы и проще и успешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. На это упрощение и рационализирование христианства как раз и соскользнуло арианство. С арианской догматикой христианство, может быть, и не теряло бы своего пафоса, как религия евангельского братолюбия, аскезы и молитвенного подвига. По благочестию оно конкурировало бы и с иудаизмом, и с исламом. Но все это был бы субъективный морализм, как и в других монотеистических религиях. Для такой рациональной, натуральной религиозности достаточно было бы и Синайского Божественного откровения, и уж совсем лишне и даже бессмысленно было бы чудо Боговоплощения.
Священное Писание
19
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя (τὸ ὄνομα)
Отца и Сына и Святаго Духа (εἰς τὸ ὄνομα τοῦ πατρὸς καὶ τοῦ υἱοῦ καὶ τοῦ ἁγίου πνεύματος),
1
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
1
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν καὶ θεὸς ἦν
ὁ λόγος
14
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий
(אֶֽהְיֶה אֲשֶׁר אֶֽהְיֶה). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий
[Иегова]
(אֶֽהְיֶה)
послал меня к вам.
17
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему;
а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ἀναβαίνω πρὸς τὸν πατέρα μου καὶ πατέρα ὑμῶν καὶ θεόν μου καὶ θεὸν ὑμῶν).
28
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой (ὁ κύριός μου καὶ ὁ θεός μου)!
Никео-Цареградский Символ веры
…
|
|
1.
|
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
|
2.
|
И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
|
…
|
|
8.
|
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
|
…
|
|
…
|
|
1.
|
Πιστεύομεν εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα Παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων.
|
2.
|
Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Υἱὸν τοῦ Θεοῦ τὸν μονογενῆ, τὸν ἐκ τοῦ Πατρὸς γεννηθέντα πρὸ πάντων τῶν αἰώνων· φῶς ἐκ φωτός, Θεὸν ἀληθινὸν ἐκ Θεοῦ ἀληθινοῦ, γεννηθέντα οὐ ποιηθέντα, ὁμοούσιον τῷ Πατρί, δι οὗ τὰ πάντα ἐγένετο.
|
…
|
|
8.
|
Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἅγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον, τὸ σὺν Πατρὶ καὶ Υἱῷ συμπροσκυνούμενον καὶ συνδοξαζόμενον, τὸ λαλῆσαν διὰ τῶν προφητῶν.
|
…
|
|
Афанасьевский Символ веры
3. … мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,
15. … Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.
16. … они являются не тремя Богами, но
одним Богом.
24. И в этом Триединстве
никто не является ни первым, ни последующим,
равно как никто не больше и не меньше других,
25. … надлежит поклоняться
Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.
1.
|
Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую
[кафолическую]
христианскую веру.
|
2.
|
Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.
|
3.
|
Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,
|
4.
|
не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
|
5.
|
Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой.
|
6.
|
Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава
[всех Ипостасей]
одинакова, величие
[всех Ипостасей]
вечно.
|
7.
|
Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.
|
8.
|
Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
|
9.
|
Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.
| 10.
|
Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
| 11.
|
И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным
[Божеством].
| 12.
|
Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.
| 13.
|
Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.
| 14.
|
Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
| 15.
|
Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.
| 16.
|
Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
| 17.
|
Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.
| 18.
|
И все же существуют не три Господа, но один Господь.
| 19.
|
Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая
[кафолическая]
вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
| 20.
|
Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
| 21.
|
Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.
| 22.
|
Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит
[от Них].
| 23.
|
Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
| 24.
|
И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других,
| 25.
|
но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.
| 26.
|
И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.
| 27.
|
Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.
| 28.
|
Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
| 29.
|
Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков;
и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.
| 30.
|
Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом.
| 31.
|
Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.
| 32.
|
Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
| 33.
|
Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.
| 34.
|
Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси.
| 35.
|
Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,
| 36.
|
Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день;
| 37.
|
Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
| 38.
|
При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях.
| 39.
|
И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло —
[будут посланы]
в вечный огонь.
|
Неверное приравнивание триипостасного
Я
Богу-Отцу
Имперсоналистическому мышлению свойственно приравнивать Божественный Абсолютный Субъект, триединое триипостасное
Я,
Богу-Отцу. Через это до известной степени вуалируется имперсоналистическое понимание Божества.
Такое приравнивание не чуждо и св. Иоанну Дамаскину.
Но это неверно.
Имперсоналистическому мышлению свойственно приравнивать Божественный Абсолютный Субъект, триединое триипостасное Я, Богу Отцу. Через это до известной степени вуалируется имперсоналистическое понимание Божества. Такое приравнивание не чуждо и св. Ио[анну]
Д[амаскину], как это, в частности, вытекает из следующих его слов (кн. I, гл. VIII): «об Отце и Сыне и Св. Духе говорим не как о трех Богах, но, вернее, как о едином Боге, Св. Троице, так как Сын и Дух возводятся к одному Виновнику, но не слагаются и не сливаются, как думает Савеллий» (и далее). Это отожествление «Божества» с Отцом еще яснее выступает в дальнейшем суждении св. Ио[анна]
Д[амаскина]: «Когда смотрим на Божество, на первую причину, на единодержавие, на единство и тожество Божества… тогда воображаем себе одно. Когда же смотрим на то, в чем есть Божество, или, чтобы сказать точнее, что есть Божество, и на то, что оттуда — из первой причины существует вечно, равнославно и нераздельно, т.е. на ипостаси Сына и Духа, то будет три». При всей неточности этих определений можно тем не менее заключить, что в известном смысле для него Отец по-оригеновски есть неоплатоническое Единое, первобожество, первоволя, первоипостась (а не только
первая
ипостась). Но это неверно. Бог, как триединый, триипостасный Субъект, как Абсолютная Личность,
не
есть Отец, как одна из трех, хотя и Первая, ипостась (и на этом пути не избежать оригеновского субординационизма), — но Он есть триединый субъект, в котором три суть один и один — три.
Хотя арианство и было в свое время церковью отвергнуто и анафематствованно, однако же богословски оно отнюдь не было до конца преодолено, что и доказывается его живучестью в разных видах … до наших дней.
Субординационизм же вообще пользовался нелегальным гражданством в богословии, потому что никогда не был ни по настоящему разъяснен, ни осужден.
Но встает отсюда новый и более общий вопрос (уже возникавший в кенотическом богословии), — о взаимном соотношении Отца и Сына: в учении о посланничестве Сына Отцом и Его сыновнем Отцу послушанию не имеем ли мы скрытого субординационизма, который в истории догмы далее заостряется в арианство разных оттенков, древнее и новое?
Ариане использовали по своему этот общий характер отношения Сына к Отцу, как и отдельные тексты и, прежде всего, слова Христа:
Отец Мой болий Мене есть
(Ио. 14, 28).
Сюда же относится весь тот ряд текстов, где Сын изображается, как молитвою испрашивающий у Отца: прежде всего Гефсиманская молитва (Мф.
26: 39,
40, 53;
Мр. 14, 36,
ср.: Ио.
12, 27-28;
18, 11), молитва на кресте
(Лк. 23, 34);
Ио. 14, 16
(«Я умолю Отца»), первосвященническая молитва
(Ио. 17). Далее
Мр. 13, 32,
ср.:
Мф. 24;
36;
Мф. 20, 23
(«не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим»);
Мф. 25, 34
(«приидите, благословенные Отца Моего»);
Лк. 22, 29
(«завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой Царство»). Самое же главное свидетельство Евангелия, которое важнее всех частных текстов, есть то, что на протяжении Своего земного служения Христос относится к Отцу не только как к Отцу, с Которым Он пребывает в полноте единения, но и как к Своему Богу («Богу Моему и Богу вашему»
Ио. 20, 17). Вся эта парадоксия, которую нельзя не видеть в Евангелии, ставит перед богословием трудный и ответственный вопрос, и христологическая, (она же и тринитарная)
трудность его остается непреодоленной. Хотя арианство и было в свое время церковью отвергнуто и анафематствованно, однако же богословски оно отнюдь не было до конца преодолено, что и доказывается его живучестью в разных видах, как непосредственно после первого вселенского собора, так и позднее до наших дней. Субординационизм же вообще пользовался нелегальным гражданством в богословии, потому что никогда не был ни по настоящему разъяснен, ни осужден.
Совершенное Божество и совершенное человечество
Ереси либо отрицают соединение совершенного Божества с совершенным человечеством либо искажают смысл этого соединения, не усматривая в нем полного и существенного сочетания совершенного Божества с совершенным человечеством.
Обращаясь ко всему человеку, а не к отвлеченному уму, и ко всему человечеству, а не к уединенным избранникам, церковное христианство заявляет свою способность жить и действовать во всемирной истории. … Все языческое общество по почину государственной власти подчиняется христианству, подчиняются христианству и языческие воззрения. … Обе враждебные христианству силы, и религиозное умозрение Востока, и гражданственность, взятая с Запада, действуют теперь более изнутри, и тем опаснее их действие.
В области религиозных верований теперь уже не отрицают Христа как Сына Божия и вместе сына человеческого (как это делали прежние еретики), не отвергают в нем соединения божественного и человеческого элементов, а только искажают смысл этого соединения, не усматривая в нем полного и существенного сочетания совершенного Божества с совершенным человечеством. Так, первая и самая знаменитая из этих новых ересей — арианская — понимает Богочеловека как нечто среднее или промежуточное между той и другой природой;
Христос здесь есть нечто меньшее, чем Бог, и нечто большее, чем человек, не совсем Бог и не совсем человек;
совершенное же Божество остается недоступным и непостижимым, и человек не может получить истинного обожения. Вместо воссоединения во Христе Творца с творением является некое неопределенное и странное между ними сближение. Это сближение настолько несовершенно, что даже первенец всея твари, Христос, согласно арианскому учению, не имеет настоящего познания о верховном Боге, не знает Его так, как Он есть, тогда как, по православному учению, совершенный человек, будучи внутренно сообразен совершенному Божеству как его подлинный образ, имеет о нем и полное познание.
Когда церковь, после великих смут, причиненных этою ересью и ее разветвлениями, решительно отвергла арианского полубога и окончательно формулировала (на двух первых Вселенских соборах)
догмат единосущия божественных ипостасей, является Несторий, — не отрицающий этого единосущия, не отрицающий совершенного божества в Логосе, не отвергающий и совершенной человечности Иисуса, но не допускающий между ними полного внутреннего и непрерывного совпадения, а признающий только некоторое пребывание Логоса в Иисусе, как в своем жилище или храме. Утверждая, что в Иудее родился только человек, на которого впоследствии снизошел Бог — Слово, Несторий отрицал человеческое рождение Бога (т.е. от человеческой матери)
и в силу этого отвергал и Богородицу. Осужденное в храме Эфесской Богоматери нечестие скоро обернулось в другую, противуположную, по-видимому, но в сущности однозначащую форму. Если Несторий допускал только внешнее, неполное соединение божества с человечеством, то Евтихий и его последователи, монофизиты, утверждали соединение настолько полное, что человечество всецело превращается в Божество. Но такое соединение, в котором совершенно исчезает одно из соединяемых, не есть уже соединение, а поглощение. Таким образом, обе ереси, при видимой своей противоположности (одна разделяет, другая сливает), сходятся в своем единственном результате — в отрицании истинного богочеловеческого сочетания, в котором сохраняется сила обоих соединяющихся элементов при полноте их внутренней связи.
См. также
-
Обожение. Бог. Троица. Учение каппадокийцев о единстве Лиц Св. Троицы. Спасский, Анатолий
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Булгаков, Сергий
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Зандер, Лев
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Карсавин, Лев
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Катехизис Католической церкви
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Мейендорф, Иоанн
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Хопко, Фома
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Мейендорф, Иоанн
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Василий Великий
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Григорий Нисский
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Иоанн Дамаскин
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Макарий Булгаков
-
Богородица. Духоносица. Булгаков, Сергий
-
Богородица. Богоматеринство. Булгаков, Сергий
-
Богородица. Ипостасное Материнство. Булгаков, Сергий
-
Википедия:
Троица
-
Википедия:
Бог Отец
-
Википедия:
Монотеизм
-
Википедия:
Унитарианство
-
Википедия:
Арианство
-
Википедия:
Великие каппадокийцы
-
Википедия:
Арианство
-
Википедия:
Савеллианство
-
Википедия:
Хопко, Фома Иванович
-
Википедия:
Никео-Цареградский Символ веры
-
Викитека:
Никео-Цареградский Символ веры
-
Wikipedia:
Kevin Giles
-
Thomas Hopko,
Speaking the Truth in Love
-
Fr. John Behr,
Which God do you believe in?
[video]
(July 19, 2016)
-
Fr. John Behr,
The Trinity: Scripture and the Greek Fathers
(June 5, 2010)
-
David Waltz,
The Monarchy of God the Father and the Trinity
— selections from Eastern Orthodox scholars/theologians
(Sep 18, 2015)
-
Alexis Torrance,
The Concept of the Person
in Orthodox Theology
(Dec 19, 2016)
-
Alexis Torrance,
The Concept of the Person in Orthodox Theology
(Mar 14, 2013)
-
Митр. Каллист (Уэр),
Святая Троица – парадигма человеческой
личности.
(6–9 июня 2001 г.)
-
YT:
Kevin Giles: The Trinity without Tiers
|