Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя.
…“Имеет ли Пречистая, Пренепорочная какой-либо личный грех, можно ли помыслить хотя на мгновение сию страшную хулу?” вопрошает он
[С. Булгаков].
И тут же признает, что то, что он назвал «страшной хулой» учили и проповедовали многие отцы Церкви, даже такие великие светильники Православия, как Василий Великий и Иоанн Златоуст. Однако это не смущает прот. С. Булгакова и он пытается установить «церковную точку зрения» от которой отступали по его мнению, как названные, так и некоторые другие учители Церкви.
…ни у Златострунного Иоанна, ни у епископа Игнатия
[Брянчанинова]
нет учения о безгрешности Божией Матери. Слова Иоанна Дамаскина
"низошел Дух Снятый на чистую Деву и еще Ее очистил"
показывают нужду в очищении.
"Чуждая всякой скверны"
еще не означает
"безгрешная".
… Не только те святые отцы, которые это так ясно выразили, что он сам
[С. Булгаков]
должен был их поставить в числе
"изрекающих страшную хулу", но и те святые отцы, у которых он ищет подтверждения своего учения, или определенно учат как раз обратному, или, не затрагивая вопроса во всем объеме, лишь говорят о святости и целомудрии Девы Марии. Они были далеки от того, чтобы, опасаясь изречь хулу, считать Богородицу не имевшей грехов или же замалчивать их.
… Зная, что человек не может не грешить, они достоинство подвига полагали в совлечении с себя ветхого человека и в степени святости, достигнутой борьбой с наклонностью ко греху, и победой над ним при помощи благодати Божией. Этот взгляд проводили как все древние святые отцы, так и позднейшие церковные писатели-подвижники, и у них нельзя найти учения, что Божия Матерь каким-то образом оказалась свободной от греха или победительницей его без борьбы. Это есть новое учение, не имеющее корней в святоотеческих творениях и православном богословии.
…называя Богородицу Непорочной и даже Всенепорочною, Пренепорочною, Церковь указывает на Ее преданность закону Господнему и отсутствие в Ней какого-либо порока, а отнюдь не на отсутствие у Нее грехов. Также нельзя видеть указания на безгрешность Богородицы в словах
"Нескверная"
("Устрашися отроков благочестивых сообразно души и несквернаго тела"
говорится и о 3-х отроках — ирмос 8 песни Великого Понедельника),
"Чистая",
"Нетленная".
"Неблазная", так как здесь говорится лишь о Ее высокой нравственности, а не об отсутствии какого-нибудь греха.
… Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя.