|
|
|
Богородица Граница между тварной и нетварной природами
Необходимо быть истинно озаренным через Нее
Свт. Григорий Палама:
никто не пришел бы к Богу, если
только чрез Богородицу.
Итак, Она единая является
границей между тварной и несотворенной природами,
и никто не пришел бы к Богу, если
только чрез Нее
не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением;
ибо говорится: «Бог посреде его, и не подвижится»
(Пс.45:6).
Если же воздаяния бывают в соответствии с мерой любви к Богу, и любящий Сына бывает возлюблен Им и Его Отцем, и становится обителью Их Обоих, таинственно обитающих и ходящих в нем, согласно Владычнему обетованию, то кто возлюбил Его больше, чем сделала это Его Мать?
И не только по той причине, что Он был единственным у Нее, но и потому, что Она единственная родила без супруга, так что Ее любовь заключала в себе двойную любовь, какую имеют и отец и мать к своему чаду. И, с другой стороны, кто — больше Матери был бы возлюблен Единородным, и то — неизреченно произшедшим от Нее единой в последние времена, как Он предвечно произошел от
единого
Отца?
Как ни быть умноженными сверх к подобающему расположению также и проявлениям долженствующей Ей, на основании закона, чести, со стороны Того, Который сошел для того, чтобы исполнить закон?
Свт. Григорий Палама:
Дева-Богоматерь является единственной как бы границей между тварным и нетварным (Божественным)
естеством.
Итак,
Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным)
естеством;
и все ведящие Бога, познают и Ее — как
Место Невместимого;
и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она — Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду)
и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она — Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она — Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она — Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Бог после Бога
Св. Никодим Святогорец
указывает, что и
ангельские чины просвещаются светом через Пресвятую Деву.
Мы многим обязаны Всепречистой, и великое почтение Церковь воздаёт Ей. Так святитель Григорий Палама, обобщая святоотеческое богословие, поставляет Пречистую на следующее прямо за Святой Троицей место, называя Её
богом после Бога, границей между тварным и нетварным.
«Первой между спасенными» именует Её точное выражение другого богослова нашей Церкви. А святой Никодим Святогорец, сей недавний блистательный учитель Церкви, указывает, что и
ангельские чины просвещаются светом через Пресвятую Деву.
Поэтому Церковь восхваляет Её как «честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов».
Святой Андрей Критский говорит, что Преблагословенная Богородица есть
Бог после Бога
и второе место занимает за Троицей.
Смиренный источает все ароматы духовного благоухания: простоту, кротость, любовь без границ, доброту, незлобие, жертвенность, послушание и т. д. У него есть нищета духа, поэтому он и владеет всем духовным богатством. Ещё он благочестив и молчалив, а потому он того же рода, что и Преблагословенная Богородица Дева Мария, Которая обладала великим смирением. Нося в Себе воплощенного Бога, Она ответила: «Се, раба Господня: буди мне по глаголу твоему»
(Лк.1:38).
Не сказала: «Я стану матерью Сына Божия». Она молчала, молчала, пока не заговорил Христос в тридцать лет.
Святой Андрей Критский говорит, что Она
Бог после Бога
и второе место занимает за Троицей. Раба и вместе с тем Невеста Божия!
Дева и Матерь!
Создание Божие и Мать Создателя!
Всё это великие тайны, которые нельзя объяснить, можно только пережить!
…
Страшно, если задуматься!
Маленькая девочка говорит: «Величит душа моя Господа, яко призре на смирение рабы Своея»
(Лк.1:46—48).
В немногих словах такой смысл!
Большую пользу можно получить, если вникнуть в смысл этих слов. Коротко, но сильно. Если будешь в них вникать, возлюбишь смирение, и если смиришься, увидишь пришествие в тебя Бога, Который превратит твоё сердце в Вифлеемские ясли.
“Пресвятая Богородице, спаси нас”
Прот. Сергий Булгаков:
К Богоматери христиане взывают
тем же обращением,
как и к Спасителю: “Пресвятая Богородице,
спаси нас” (а ко всем святым обращаемся: “моли Бога о нас”). … Она есть
ходатаица
за человеческий род и
посредница
между Богом и человеками, как
прославленный и обоженный человек.
С одной стороны Она возвеличивается как «Небесная Всегосподственная Царица», “вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имени Твоего святаго”, “вся бо можеши елика хощеши”[1], к Ней христиане взывают
тем же обращением,
как и к Спасителю: “Пресвятая Богородице,
спаси нас” (а ко всем святым обращаемся: “моли Бога о нас”). Но вместе с тем совершенно явственно указуется, что эта власть Богоматери — производная, обусловленная Ее «святыми и всесильными мольбами», которыми Она «непрестанно» «о всех молит Христа, Бога нашего, и всем творит спастися». И в этом качестве Богоматерь является лишь первой в ряду святых молитвенников, как это запечатлено, напр., во всех отпустах: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Твоея Матере” и т.д. Подобное же место Богоматери отводится в чине проскомидии. Она есть
ходатаица
за человеческий род и
посредница
между Богом и человеками, как
прославленный и обоженный человек.
[1]
Молитва ко Пресв. Богородице (Иерейский молитвослов, 259).
По ту сторону воскресения и Страшного Суда
Прот. Сергий Булгаков:
Как творение, Богородица не участвует в божественной жизни Пресв. Троицы по естеству, как участвует Сын Ее, Она лишь приобщается к ней
по благодати обожения.
Как творение, Она не участвует в божественной жизни Пресв. Троицы по естеству, как участвует Сын Ее, Она лишь приобщается к ней
по благодати обожения.
Но эта благодать дана Ей уже в предельной и окончательной степени, так что силою ее Она есть Царица Небесная.
Между Нею и всеми святыми,
как бы ни были они высоки, ангелы или человеки, остается
непреходимая грань,
ибо ни к кому из них не взывает Церковь: спаси нас, а только: моли Бога о нас. В отношении ко всему человеческому роду Она находится уже
по ту сторону
воскресения и Страшного Суда,
ни то, ни другое для Нее не имеют силы. Она лишь присутствует на Страшном Суде одесную Сына Своего, опять–таки как неизменная
ходатаица,
Каковою видел Ее «на воздусех молящуюся за ны» св. Андрей во Влахерне. Она есть уже
прославленная тварь, ранее всеобщего ее воскресения и прославления,
Она есть уже совершившееся Царство Славы, в то время, когда мир еще пребывает в «царстве благодати».
См. также
-
Сергий Булгаков,
Купина неопалимая
-
Беседы (омилии)
святителя Григория Паламы. Часть 2. — М.: Паломник, 1993 Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). — Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1974
-
Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. — Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода / Перевод Г.Н. Начинкина, под редакцией И.П. Медведева и В.М. Лурье. — Санкт-Петербург: Византинороссика, 1997. — XVI + 480 с. — ISBN 5–7684–0436–8.
-
Григорий Палама
на
ozon.ru
|