|
|
|
14
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;
ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
Пс 71, 9.
15
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту *).
Быт 14, 18.
Пс 111, 1, 2, 4.
Зах 6, 13.
Быт 22, 9.
Пс 22.
Пс 70.
Зах 12, 10.
Ин 3, 14.
16
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей;
в болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
1 Кор 14, 34.
17
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя;
со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
Быт 4, 12.
Быт 5, 29.
18
терния и волчцы произрастит она тебе;
и будешь питаться полевою травою;
19
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Пс 127, 2.
Еккл 12, 7.
*)
По другому чтению: и между Семенем ее;
Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.
25
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Лк 2, 35.
26
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей:
Же'но!
се, сын Твой.
27
Потом говорит ученику:
се, Матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Пресв. Богородица — Мать всего человеческого рода
Ипостась Св. Духа сама не вочеловечивается, а только вочеловечивает, совершает соединение со Христом, делает человека духоносным, прозрачным в своей человеческой самости, благодатно включает его ипостась в триипостасную любовь Св. Троицы, совершает его «богом по благодати».
Образ такого облагодатствования
мы имеем, прежде всего,
в Богоматери,
которая в воскресении и прославлении своем сидит в небесах «одесную Сына», есть тварная ипостась, вознесенная и чрез то
приобщенная к жизни трех Божественных ипостасей.
Если же благодатное освящение не есть и ни в каком случае не может быть ипостасным единением Бога с человеками, то оно по необходимости остается природным соединением двух природ: Божеской и человеческой, по образу того, как оно совершилось во Христе Духом Святым. Это благодатное приятие божественной жизни человеком сопровождается наличием в ней и ее собственной человеческой ипостаси. Таковая есть ипостась Пресв. Богородицы, а вместе с нею и все вообще тварные человеческие ипостаси. В лице Пресв. Богородицы Ее собственная ипостась является
ипостасирующей
не только одну из двух природ в Богочеловеке, но в ней
природу всех вообще человеческих ипостасей.
В этом проявляется ее значение, как
Матери всего человеческого рода.
D).
У Креста.
«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя!
И от того часа взял Ее ученик к себе (εἱς τὰ ἴδια — во своя си)
(Ио. 19, 26-27).
…
Следует также обратить внимание и на то обращение к Матери: Жено — γύναι. Это обращение*)
напрашивается на сопоставление с тем, которое было пред совершением чуда в Кане Галилейской: «глагола Ей Иисус, что есть Мне и Тебе, Жено?
Не у прииде час Мой»
(Ио. 2, 4),
причем Матерь вполне поняла этот ответ, ибо, невзирая на его форму, сказала служителям: «что Он скажет вам, то и сделайте». Это торжественное
жено
в ответ «Матери», свидетельствующее об особой значительности происходящего, сказано перед совершением чуда, преобразующего св. Евхаристию, оно же было и «началом чудес», которым Он «явил славу Свою». И ныне, перед
совершишася, перед самым принесением мировой умилостивительной Жертвы, повторяется это
жено: речь идет не о личной Матери Иисуса, но и о матери всего нового Адама, о новой Еве,
о Матери всего человеческого рода.
Это та
Жена, о которой было сказано в раю змию: «вражду положу между тобою и между Женою, между семенем твоим и семенем Ея»
(Быт. 3, 15).
Одним словом,
жено
есть обращение не к «матери Иисуса», но к Богоматери. Здесь надлежит произвести тот исторический комментарий к этому тексту, который вытекает
из времени
написания Иоаннова Евангелия именно после Успения Божией Матери и преславного ее восхождения от земли на небо. Если во времена синоптиков еще могла оставаться некоторая недовыясненность в почитании «матери Иисуса», как Богоматери, то после того, как апостолы чудесно явились свидетелями ее прославления, никакое колебание не было уже возможно, и
для апостолов догмат о Богоматери был уже раскрыт.
И когда Иоанн говорит о «Матери Иисуса», о сей дивной
Жене,
то
он говорит о Госпоже Богородице, небесе и земли Царице.
А посему прямой и единственно возможный смысл этих слов со Креста, т.е. произнесенных в момент величайшего напряжения в жизни всего мира, в обстановке, исполненной исключительной торжественности и неизмеримой значительности («и когда Я вознесен буду на кресте, всех привлеку к Себе»
Ио. 12, 32),
со Креста Господь усыновляет возлюбленного ученика Царице Небесной, а в лице его усыновляет Ей весь апостольский лик и весь человеческий род,
всыновляет Ей сынов человеческих.
*)
У синоптиков ср. обращение к жене Хананейской, скорее в смысле просто женщина: о, жено!
ὦ γύναι (в р. пер.: о, женщина!)
велика вера твоя»
(Мф. 15, 28).
Подобное же значение имеет и у
Иоанна 20, 13:
ангелы говорят ей (Марии Магдалине): жено (γύναι)
что плачешися» и далее: глагола ей Иисус: жено, что плачеши?
кого ищеши?».
(Ио. 20, 15).
За безличным обращением жено!
следует совершенно личный призыв по имени: Мария!
См. также
|