|
|
|
Догматическое постановление о Церкви
Lumen Gentium
Ватиканский Собор II
21 ноября 1964
Глава VIII
О преблагословенной Богородице Деве Марии в тайне Христа и Церкви
Глава VIII. О преблагословенной Богородице Деве Марии в тайне Христа и Церкви
I. Введение
52. Всеблагий и всемудрый Бог, восхотев совершить искупление мира
"когда пришла полнота времени, послал Сына Своего, родившегося от Жены, ...чтобы нам получить усыновление"
(Гал 4. 4-5),
"Который ради нас, людей, и ради нашего спасения, сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Девы Марии"(172). Эта Божественная тайна спасения открывается нам и продолжается в Церкви, которую Господь основал как Тело Свое, и в которой верным, присоединившимся ко Христу - Главе и находящимся в общении со всеми Святыми Его, надлежит также чтить память
"прежде всего Преславной Приснодевы Марии, матери Бога и господа нашего Иисуса Христа"(173).
53. Ибо Дева Мария, Которая при возвещении от Ангела, приняла сердцем и телом Слово Бога и принесла миру Жизнь, признается и почитается как истинная Матерь Бога и Искупителя. Искупленная возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Сына своего и соединенная с Ним теснейшими нерасторжимыми узами, Она облечена наивысшим поручением и честью быть Матерью Сына Божия, и поэтому Она возлюбленная Дщерь Отца и святилище Духа Святого, и через этот дар предивной благодати, далеко превосходит всякую иную тварь небесную и земную. Но одновременно, Она соединена со всеми людьми рода Адамова, которые должны быть спасены, и более того,
"Она подлинно Матерь членов (Христа), ...ибо Она содействовала любовью к рождению в Церкви верных, которые являются членами этой Главы"(174). Следовательно Она прославляется как пречестнейший и преизрядный Член Церкви и как ее образ и прекраснейший пример в вере и любви, и католическая Церковь, научаемая Духом Святым, окружает Ее, как вселюбящую Матерь, чувствами сыновнего благоговения.
54. Итак, Священный Собор, излагая учение о Церкви, в которой Божественный Искупитель совершает спасение, желает обстоятельно осветить как участие Преблагословенной Девы в тайне Воплощенного Слова и Мистического Тела, так и долг искупленного человечества по отношению к Богородице, Матери Христа и Матери людей, в первую очередь верных, не имея однако намерения предлагать полное учение о Марии, ни решать вопросы, еще не доведенные трудами богословов до полной ясности. Итак, сохраняют свои права свободно предлагаемые в католических школах мнения о Той, Которая занимает в Святой Церкви наивысочайшее после Христа и ближайшее к нам место(175).
II. Об участии Преблагословенной Девы в домостроительстве спасения
55. Священные Писания Ветхого и Нового Завета и досточтимое Предание показывают все яснее участие Матери Спасителя в домостроительстве спасения и предлагают как бы его нашему созерцанию. Действительно, книги Ветхого Завета описывают историю спасения, которая медленно подготовляет пришествие Христа в мир. Эти древнейшие документы, как они читаются в Церкви и понимаются в свете дальнейшего и полного откровения, постепенно все яснее показывают образ Жены, Матери Искупителя. Она, в этом освящении, уже пророчески предначертанная в обещании победы над змеем, данном прародителям, впавшим в грех (ср. Быт 3. 15). Она также та Дева, Которая зачнет во чреве и родит Сына и Которому нарекут имя: Еммануил (ср. Ис 7. 14;
ср. Мих 5. 2-3 - Мф 1. 22-23). Она возвышается среди кротких и нищих Господних, которые чают от Него с упованием спасение и получают его. Наконец, с Ней, преславной Дщерью Сиона, по продолжительном ожидании исполнения обещания, когда Сын Божий принял от Нее человеческое естество, дабы в тайне Своей Плоти освободить человека от греха, исполняются времена и начинается новое Домостроительство.
56. Но Отец Милосердия восхотел, чтобы воплощению предшествовало согласие Той, Которая предназначена быть Матерью, дабы, как жена способствовала смерти, так и Жена содействовала к жизни. Это изряднейшим образом верно о Матери Иисуса, даровавшей миру ту Жизнь, Которая обновляет нас, и обогащенной Богом дарами, достойными столь великого служения. Поэтому неудивительно, что у Святых Отцов превозобладал обычай называть Богородицу Всесвятой и от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Духом Святым и созданной как новая тварь(176). Облагодатствованная уже в самый миг Своего Зачатия сиянием святости Дева из Назарета приветствуется Ангелом Благовещения по повелению Божиему как
"Благодатная"
(ср. Лк 1. 28), и отвечает небесному вестнику:
"Вот - Раба Господня;
да будет Мне по слову твоему"
(Лк 1. 38.). Итак, Мария Дщерь Адамова, дав согласие на слово Божие, стала Матерью Иисуса, и приняв всем сердцем спасительную волю Божию, и не связанная никаким грехом, предала Себя всецело как Раба Господня, Сыну Своему и Его делу, подчиняясь Ему, и вместе с Ним, по благодати Всемогущего Бога, служа тайне искупления. Поэтому Святые Отцы правильно считают, что Мария была не просто пассивным орудием у Бога, но содействовала спасению людей свободной верою и послушанием. Ибо, как говорит св. Ириней,
"Она послушанием стала виной спасения и Себе и всему роду человеческому"(177). Поэтому многие древние Отцы, в своей проповеди так охотно говорили:
"узел, завязанный непослушанием Евы, был расторгнут послушанием Марии;
что связала неверием дева Ева, то Дева Мария развязала верою"(178);
и установив сравнение с Евой, они называют(179)
Марию
"матерью живых", а еще чаще говорят:
"смерть - через Еву, жизнь - через Марию"(180).
57. Это соединение Марии с Сыном Своим в деле спасения проявляется с момента девственного зачатия Христа до самой Его смерти;
сначала, когда Мария, встав с поспешностью, чтобы посетить Елисавету, была встречена приветствием как блаженная за веру Ее в обещанное спасение, а Предтеча вострепетал в ликовании во чреве матери свой (ср. Лк 1. 41-45);
затем, в Рождестве, когда Богородица с радостью показала пастухам и волхвам Сына Своего перворожденного, Который не нарушил девственной Ее неповрежденности, но освятил(181). Когда же Она, принеся дар бедных, представила Его в Храме Господу, Она услышала Симеона предсказывающего в то же время, что Сын Ее будет в знамении пререкаемое и что душу Матери пройдет меч, чтобы раскрыты были во многих сердцах помышления (ср. Лк 2. 34-35). Отрока Иисуса, потерянного и с болью отыскиваемого, нашли в Храме занятого тем, что принадлежало Отцу Его;
они не поняли слова Сына. Матерь же Его, размышляя, хранила все это в сердце Своем (ср. Лк 2. 41-51).
58. В общественном служении Иисуса, присутствие Матери Его знаменательно: вначале на браке в Кане Галилейском, движимая состраданием, Она Своим ходатайством вызвала начало знамений Иисуса Мессии (ср. Ин 2. 1-11). В течение проповеди Его, приняла Она слова, которыми Сын, превознося Царство выше соображений и уз плоти и крови, провозгласил блаженными (ср. Мк 3. 35 и пар. Лк 11. 25-28)
слушающих и соблюдающих слово Божие, как это делала верно и Она Сама (ср. Лк 2. 19-51). Таким же образом Преблагословенная Дева следовала путем веры и верно соблюдала Свое единение с Сыном Своим до самого Креста, возле которого, явно в силу Божественного совета, Она стояла (ср. Ин 19. 25), глубоко страдала со Своим Сыном Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, согласясь с любовью на заклание Жертвы от Нее рожденной;
и наконец, была дана как Мать ученику Самим Христом Иисусом, умирающим на Кресте и говорящим:
"Жено!
се, сын Твой"
(ср. Ин 19. 26-27)(182).
59. Но как Богу было благоугодно открыть торжественно тайну спасения людей не раньше излияния обещанного Христом Духа, мы видим Апостолов, до дня Пятидесятницы,
"единодушными в постоянной молитве с женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его"
(Деян 1.14), таким же образом мы видим Марию, призывающую молитвами Своими дар Духа, Который Ее уже осенил в Благовещении. Наконец, Пренепорочная Дева, предохраненная непричастной ко всякой скверне первородного греха(183), совершив путь земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу(184), и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему, Господу господствующих (ср. Откр 19. 16)
и Победителю греха и смерти(185).
III. О Преблагословенной Деве и Церкви
60. Един у нас Посредник, по слову Апостола:
"Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех"
(1Тим 2. 5-6). Материнское же служение Марии по отношению к людям никак ни затемняет ни умаляет это единственное посредничество Христа, но являет силу Его. Ибо все спасительное воздействие Преблагословенной Девы на людей исходит не из какой-либо необходимости, но из благоволения Божиего и вытекает из преизобилия заслуг Христа, коренится в Его посредничестве, от него всецело зависит и черпает в нем же всю силу;
оно ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но благоприятствует ему.
61. Преблагословенная Дева, предопределенная от вечности быть в воплощении Божественного Слова Матерью Бога, была на земле, согласно совету Божественного Промысла, Святой Матерью Божественного Искупителя, и превыше других щедрой соучастницей и смиренной Рабой Господа. Зачав Христа, родив Его, вскормив и представив в Храм Отцу, и страдая с Сыном Своим, умирающим на Кресте, Она совершенно исключительно содействовала послушанием, верою, надеждою и горячей любовью делу Спасителя, восстановлению сверхъестественной жизни в душах. И вот почему, Она является нашей Матерью по благодати.
62. Это Материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно, начиная с согласия, с верою данного Ею в Благовещении, и которое без колебания Она сохранила у Креста, до прославления в вечности всех избранных. И по взятии на небо Она не оставила этого спасительного служения, но многообразным заступничеством Своим продолжает содействовать получению даров вечного спасения(186). Своей Материнской любовью заботится Она о братьях Сына Своего, еще странствующих и находящихся в опасностях и тревогах, пока они не придут в блаженную отчизну. Поэтому Преблагословенная Дева призывается в Церкви как Заступница, Помощница, Споспешница, Посредница(187). Это понимается в том смысле, что от достоинства и действенности Христа, Единого Посредника, ничего не отнимается и ничего к ним не прибавляется(188).
Ибо никакая тварь не может никогда быть поставленной на тот же уровень как воплощенное Слово и Искупитель. Но как в Священстве Христа различным способом участвуют и священнослужители и верующий Народ, и как единая благодать Божия подлинно изливается различными способами на тварей, так и единственное посредничество Искупителя не исключает но вызывает многообразное, сообщаемое одним источником, содействие тварей.
Церковь не колеблется утверждать это подчиненное служение Марии, знает это по непрестанному опыту и советует чувству верующих, чтобы, поддерживаемые этим материнским покровительством, они еще теснее соединялись с Посредником и Спасителем.
63. Преблагословенная же Дева через дар и служение богоматеринства, которыми Она соединена с Сыном и Искупителем, тесно связана и с Церковью через Свои благодатные дары и служение: Богородица - образ Церкви, как учил уже св. Амвросий, а именно в отношении веры, любви и совершенного единения со Христом(189). Ибо в тайне Церкви, которая по праву называется также Матерью и Девою, первой является Преблагословенная Дева Мария, давая возвышеннейший и исключительнейший пример и Девы и Матери(190). Ибо своей верой и послушанием, Она родила на земле Самого Сына Отчего, и не познав мужа, осененная Духом Святым, как новая Ева, верою чуждою всякому сомнению, Она доверилась не древнему змию, а вестнику Божию. И Она родила Сына, Которого Бог соделал первородным между многими братьями (Рим 8. 29), т.е. верными, рождению и воспитанию которых Она способствует материнской любовью.
64. Итак Церковь, созерцая Ее таинственную святость, следуя Ее любви, и верно исполняя волю Отца, через верно принятое слово Божие, сама становится Матерью;
ибо проповедью и крещением своих сынов, зачатых от Духа Святого и рожденных от Бога, Она рождает к новой и бессмертной жизни. И сама она - дева, которая блюдет неповрежденной и чистой верность, данную Жениху, и подражая Матери Своего Господа, силою Духа Святого, девственно хранит неповерженную веру, твердую надежду и искреннюю любовь(191).
65. И в то время как Церковь в лице Преблагословенной Девы уже достигла совершенства, не имеющего пятна ни порока (ср. Еф 5. 27), верные во Христе еще стремятся, чтобы подвизаясь против греха, возрастать в святости;
и поэтому они устремляют взоры свои к Марии, Которая сияет как пример добродетелей всей совокупности избранных. Церковь благоговейно помышляя о Ней и созерцая Ее во свете вочеловечившегося Слова, с благоговением проницает глубже в высочайшую тайну воплощения и все более сообразуется своему Жениху. Ибо Мария, глубоко вошедшая в историю спасения, объединяющая в Себе и отражающая в неком смысле величайшие данные веры, когда о Ней проповедуют и Ее почитают, призывает верующих к Своему Сыну и к Его жертве и к любви Отца. И Церковь, ревнуя о славе Христа, еще более уподобляется Своему высочайшему Образу, постоянно преуспевая в вере, надежде и любви, ища во всем волю Божию и следуя ей. Поэтому Церковь в своем апостольском делании с полным основанием взирает на Родившую Христа, зачатого от Духа Святого и рожденного от Девы, чтобы Он через Церковь родился и возрастал также в сердцах верующих. Дева в Своей жизни дала пример того материнского чувства, которым должны быть одушевлены все участвующие в апостольской миссии Церкви для возрождения людей.
IV. О почитании Преблагословенной Девы в Церкви
66. Мария, возвеличенная благодатью Божией, после Сына, превыше всех ангелов и людей, как Всесвятая Божия Матерь, Которая была причастницей к тайнам Христовым, с полным основанием прославляется Церковью особым почитанием. И, доподлинно, с древнейших времён, Преблагословенная Дева почитается наименованием
"Богородица", под покровительство Которой прибегают с молитвой верующие во всех своих опасностях и нуждах(192). И в частности, уже с Ефесского Собора, почитание Марии Народом Божиим дивно развилось в благоговении и любви, в призывании и подражании, согласно Ее пророческим словам:
"Ибо будут ублажать Маня все роды, что сотворил Мне величие Сильный"
(Лк 1. 48). Это почитание, как оно всегда существовало в Церкви, хотя и совершенно исключительное, существенно разнится от поклонения, которое воздается воплощенному Слову равно как Отцу и Духу Святому, и поклонению этому чрезвычайно способствует. Ибо различные виды почитания Богородицы, которые были одобрены Церковью в границах здравого и правоверного учения, согласно условиям времени и места и согласно характеру и умонастроению верующих, делают то, чтобы при почитании Матери правильно познавали, любили, прославляли сына и соблюдали заповеди Его, через Которого все (ср. Кол 1. 15-16)
и в Котором Отцу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота (Кол 1. 19).
67. Католическое вероучение это Священный Собор излагает с определенным намерением и одновременно побуждает всех сынов Церкви развивать от всего сердца почитание, особенно литургическое, Преблагословенной Девы, ценить формы и проявления почитания Ее, препорученные на протяжении веков учительскою властью Церкви и благоговейно блюсти то, что было в прежние времена определено о почитании изображений Христа, Преблагословенной Девы и Святых(193). А богословов и проповедников слова Божия, когда они рассуждают об исключительном достоинстве Богородицы, он настоятельно убеждает тщательно воздерживаться как от всякого ложного преувеличения, так и от чрезмерной узости взглядов(194). Те, кто под руководством учительской власти Церкви, посвящают себя изучению Священного Писания, свв. Отцов и Учителей Церкви, и литургий, должны правильно освещать служение и исключительные преимущества Преблагословенной Девы, которые всегда имеют отношение ко Христу, источнику всей истины, святости и благочестия. Пусть они тщательно избегают как в словах так и на деле, всего, что могло бы, относительно подлинного учения Церкви, ввести в заблуждение разъединенных с нами братьев, и других, кто бы они ни были. Затем, пусть верные помнят, что истинное почитание заключается не в бесплодном и преходящем настроении и не в неком тщетном легковерии, но оно вытекает из подлинной веры, которая нас ведет к признанию превосходства Богородицы и побуждает к сыновней любви к Матери нашей и к подражанию Ее добродетелям.
V. Мария, знамение твердой надежды и утешения странствующему Народу Божиему
68. Однако, как Матерь Иисуса, уже прославленная на небе телом и душой, является образом и начатком Церкви, которая должна завершиться в будущем веке, так и на земле Она сияет как знамение твердой надежды и утешения странствующему Народу Божию, пока не придет День Господень (ср. 2Петр 3. 10).
69. Священному Собору великая радость и утешение видеть, что и многие разъединенные с нами братья чтут как должно Матерь Господа и Спасителя, особенно среди Восточных, которые прибегают к почитанию Богородицы Приснодевы с горячим рвением и благоговейной душой(195). Пусть все верные во Христе возносят усердную мольбу к Матери Бога и Матери людей, чтобы Она, участвовавшая Своими молитвами в начатках Церкви, и ныне превознесенная на небе выше всех блаженных и ангелов, в общении со всеми Святыми, ходатайствовала перед Сыном, пока все семьи народов или уже носящие имя христианское или еще не знающие Своего Спасителя, не соберутся счастливо в мире и согласии в единый Народ Божий во славу Пресвятой и Нераздельной Троице.
Все это вместе взятое, и каждое в отдельности, постановленное в этом решении, было угодно Отцам. И Мы, Апостольской властью, вверенной Нам Христом, в единении с Досточтимыми Отцами, это подтверждаем в Духе Святом, решаем, постановляем, и повелеваем чтобы все, установленное на Соборе, было обнародовано во славу Божию.
Рим, у Св. Петра, ноября дня 21-го, 1964 г.
(подп.)
Я, Павел, епископ Католической Церкви.
Следуют подписи Отцов.
172 Credo in Missa Romana: Symbolum ConstantinopolitanumL MANSI 3, 566. Cf. CONC. EPHESINUM, ib. 4, 1130 (necnon ib. 2, 665 et 4, 1071);
CONC. CHALCEDONENSE, ib. 7, 111-116;
CONC. CONSTANTINOPOLITANUM II, ib. 9, 375-396.
173 Canon Missae Romanae.
174 S. AUGUSTINUS, De S. Virginitate, 6: PL 40, 399.
175 Cf. PAULUS PP. VI, Allocutio in Concilio, die 4 dec. 1963: AAS 56 (1964)
p. 37.
176 Cf. GERMANUS CONST., Hom. in Annunt. Deiparae: PG 98, 328 A;
In Dorm. 2: col. 357. - ANASTASIUS ANTIOCH., Serm. 2 de Annunt., 2: PG 89, 1377 AB;
Serm. 3, 2: col. 1388 C. - S. ANDREAS CRET., Can. in B. V. Nat. 4: PG 97, 1321 B. In B. V. Nat., 1: col. 812 A. Hom. in dorm. 1: col. 1068 C. - S. SOPHRONIUS, Or. 2 in Annunt., 18: PG 87 (3), 3237 BD.
177 S. IRENAEUA, Adv. Haer. III, 22, 4: PG 7, 959 A;
HARVEY, 2, 123.
178 S. IRENAEUS, ibidem;
HARVEY, 2, 124.
179 S. EPIPHANIUS, Haer. 78, 18: PG 42, 728 CD - 729 AB.
180 S. HIERONYMUS, Epist. 22, 21: PL 22, 408. Cf. S. AUGUSTINUS, Serm. 51, 2, 3: PL 38, 335;
Serm. 232, 2: col. 1108. - S. CYRILLUS HIEROS., Catech. 12, 15: PG 33, 741 AB. - S. Io. CHRISOSTOMUS, In Ps. 44, 7: PG 55, 193. - S. Io. DAMASCHENUS, Hom. 2 in dorm. B. M. V., 3: PG 96, 728.
181 Cf. CONC. LATERANENSE anni 649, Can. 3: MANSI 10, 1151. - S. LEO M., Epist. ad Flav.: PL 54, 759. - CONC. CHALCEDONENSE: MANSI 7, 462. - S. AMBROSIUS, De instit. virg.: PL 16, 320.
182 Cf. PIUS XII, Litt. Encycl. Mystici Corporis, 29 iun. 1943: AAS 35 (1943)
pp. 247-248.
183 Cf. PIUS IX, Bulla Ineffabilis, 8 dec. 1854: Acta Pii IX, 1, I, p. 616;
DENZ. 1641 (2803).
184 Cf. PIUS XII, Const. Apost. Munificentissimus, 1 nov. 1950: AAS 42 (1950);
DENZ. 2333 (3903). Cf. S. Io. DAMASCENUS, Enc. in dorm. Dei genitricis, Hom. 2 et 3: PG 96, 721-761, speciatum col. 728 B. - S. GERMANUS CONSTANTINOP., In S. Dei gen. dorm. Serm. 1: PG 98 (6), 340-348;
Serm. 3: col. 361. - S. MODESTUS HIER., In dorm. SS. Deiparae: PG 86 (2);
3277-3312.
185 Cf. PIUS XII, Litt. Encycl. Ad coeli Reginam, 11 oct. 1954: AAS 46 (1954), pp. 633-636;
DENZ. 3913 ss. Cf. S. ANDREAS CRET., Hom. 3 in dorm. SS. Deiparae: PG 97, 1089-1109. - S. Io. DAMASCENUS, De gide orth., IV, 14: PG 94, 1153-1161.
186 Cf. KLEUTGEN, texus reformatus De mysterio Verbi incarnati, cap. IV: MANSI 53, 290. Cf. S. ANDREAS CRET., In nat. Marie, sermo 4: PG 97, 865 A. - S. GERMANUS CONSTANTINOP., In annunt. Deiparae: PG 98, 321 BC. In dorm. Deiparae, III: col. 361 D. - S. Io. DAMASCENUS, In dorm. B. V. Mariae, Hom. 1, 8: PG 96, 712 BC - 713 A.
187 Cf. LEO XIII, Litt. Encycl. Aditricem populi, 5 cept. 1895: ASS 15 (1895-96)
p. 303. - S. PIUS X, Litt. Encycl. Ad diem illum, 2 febr. 1904: Acta, I, p. 154;
DENZ. 1978 a (3370). - PIUS XI, Litt. Encycl. Miserentissimus, 8 maii 1928: AAS 20 (1928)
p. 178. - PIUS XII, Nuntius Radioph., 13 maii 1946: AAS 38 (1946)
p. 266.
188 S. AMBROSIUS, Epist. 63: PL 16, 1218.
189 S. AMROSIUS, Expos. Lc. II, 7: PL 15, 1555.
190 Cf. Ps.-PETRUS DAM., Serm. 63: PL 144, 861 AB. - GODEFRIDUS A S. VICTORE, In nat. B. M., Ms. Paris, Mazarine, 1002, fol. 109 r. - GERHOHUS HEICH., De gloria et honore Filii hominis, 10: PL 194, 1105 AB.
191 S. AMBROSIUS, l. c. et Expos. Lc. X, 24-25: PL 15, 1810. - S. AUGUSTINUS, In Io. T. 13, 12: PL 35, 1499. Cf. Serm. 191, 2, 3: PL 38, 1010;
etc. Cf. etiam Ven. BEDA, In Lc. Expos. I, cap. 2: PL 92, 330. - ISAAC DE STELLA, Serm. 51: PL 194, 1863 A.
192 "Sub tuum praesidium". "Под твою милость".
193 CONC. NICAENUM II, anno 787: MANSI 13, 378-379;
DENZ. 302 (600-601). - CONC. TRIDENT., sess. 25: MANSI 33, 171-172.
194 Cf. PIUS XII, Nuntius radioph., 24 oct. 1954: AAS 46 (1954)
p. 679. Litt. Encycl. Ad coeli Reginam, 11 oct. 1954: AAS 46 (1954)
p. 637.
195 Cf. PIUS XI, Litt. Encycl. Ecclesiam Dei, 12 nov. 1923: AAS 15 (1923)
p. 581. - PIUS XII, Litt. Encycl. Fulgens corona, 8 sept. 1953: AAS 45 (1953)
pp. 590-591.
См. также
|