Теология Освобожде́ния (исп. Teología de la liberación, англ. Liberation theology)
— христианская школа теологии, в особенности в Римско-католической церкви.
Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха.
Изначально идеи теологии освобождения активно развивались преимущественно внутри католической церкви после Второго Ватиканского собора. Теология освобождения часто понимается как форма христианского социализма, получившая широкое распространение в Латинской Америке и среди иезуитов.
Влияние теологии освобождения в католицизме пошатнулось после того, как Кормас МакКрори издал акт об её официальном осуждении в 1980-х гг. Теологи освобождения стали преследоваться папой Иоанном Павлом II. Почетный папа, Бенедикт XVI, также известен как противник некоторых течений теологии освобождения;
он, будучи главой Конгрегации доктрины веры несколько раз вынес осуждение этих течений.
Мать Тереза, находясь на Кубе в 1986 г., так описала соотношение христианского и социалистического учений: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму».
… Ион Михай Пачепа познал свою долю волнения, служив генералом секретной полиции коммунистической Румынии, прежде чем бежать в Соединенные Штаты в конце 1970-х годов.
Самый высокопоставленный перебежчик от коммунизма в 70-х, он недавно рассказал CNA о связи между Советским Союзом и Теологией Освобождения в Латинской Америке. Ниже приведены выдержки из интервью. …
В целом, можете ли вы сказать, что распространение Теологии Освобождения имело какую-то советскую связь?
Да. Я узнал тонкости причастности КГБ к теологии освобождения от советского генерала Александра Сахаровского, главного советника по разведке (внешней разведке)
коммунистической Румынии и моего фактического начальника…
26 октября 1959 года Сахаровский и его новый начальник Никита Хрущев приехали в Румынию… Хрущев хотел войти в историю как советский лидер, экспортировавший коммунизм в Центральную и Южную Америку. Румыния была единственной латинской страной в советском блоке, и Хрущев хотел привлечь ее «латинских лидеров» к своей новой «освободительной» войне.
…
Была ли «Теология освобождения» движением, каким-то образом «созданным» сахаровским отделом КГБ, или же это было уже существующее движение, усиленное СССР?
Движение зародилось в КГБ, и у него было придуманное КГБ название: «Теология Освобождения». …
Эта программа требовала, чтобы КГБ взял под тайный контроль Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), базирующийся в Женеве, Швейцария, и использовал его как прикрытие для превращения Теологии Освобождения в южноамериканский революционный инструмент.
…
Как зародилась теология освобождения?
Я не участвовал в создании теологии освобождения как таковой. Однако от Сахаровского я узнал, что в 1968 году созданная КГБ Христианская Мирная Конференция, поддержанная всемирным Всемирным Советом Мира, смогла убедить группу левых южноамериканских епископов провести Конференцию латиноамериканских епископов в Медельине, Колумбия. Официальной задачей Конференции была борьба с бедностью. Его необъявленная цель состояла в том, чтобы признать новое религиозное движение, побуждающее бедных к восстанию против «институционализированного насилия бедности», и рекомендовать новое движение Всемирному Совету Церквей для официального одобрения.
Медельинская Конференция достигла обеих целей. Она также приняла рожденное в КГБ название «Теология Освобождения».