Она-то превыше всего, богоначальнейше блаженная, едина истинносущая Троица-Единица непостижимо для нас, но ведомо для Себя, хочет разумного спасения нашего и высших нас существ. Но оно (спасение)
не иначе может быть совершено, как через обожение спасаемых.
Обожение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним.
Священномученик Дионисий Ареопагит
О церковной иерархии
Глава 1
Как учреждена церковная иерархия и какая цель ее
14. … благоразумный человек не всякое незнание станет осуждать, как и не всякое знание мы благословляем. Неужели во всей нашей практике мы должны смотреть на знание как на последнюю цель?
…
Стоящая перед нами последняя цель это обещанные Богом будущие блага, богосыновство, обожение, откровение небесных сокровищ, их приобретение и наслаждение ими;
а знания внешней науки, как мы знаем, привязаны к веку сему. … И как можно говорить, что без такого знания нельзя достичь совершенства и святости?
42. …
обрести в себе Бога, в чистоте прилепиться к Нему и слиться с Его неслияннейшим светом,
насколько доступно человеческой природе, невозможно, если помимо очищения через добродетель мы не станем вовне, а вернее выше самих себя, оставив заодно с ощущением все чувственное, поднявшись над помыслами, рассуждениями и рассудочным знанием, целиком отдавшись в молитве невещественным духовным действиям
[энергиям], получив незнание, которое выше знания, и наполнившись в нем пресветлым сиянием Духа, так что невидимо увидим награды вечного мира. …
Начало духовного созерцания — добро, купленное чистотой жизни,
и познание сущего, истинное и подлинно верное для имеющих его, потому что открыто не изучением, а чистотой сердца, и одно способно различить, что на самом деле прекрасно и полезно, и что не таково;
а его последняя цель — залог будущего века,
незнание, которое выше знания, и знание, которое выше понимания, сокровенная причастность к сокровенному и невыразимое видение, тайное и неизреченное созерцание
и вкушение вечного света.
43. Разумно слушая, ты поймешь, что
это свет будущего века
и что тот самый свет, который осиял учеников при Преображении Христовом, теперь тоже озаряет ум, очищенный добродетелью и молитвой.
3. …
обоженные
не просто улучшают свою природу, а
стяжают само Божественное действие, Самого Святого Духа;