|
|
|
Мир создан ради человека, человек создан к обожению
Мир до грехопадения хотя и не стал еще тем миром, в котором Бог есть всяческая во всех, однако же является
предначинанием
этого самого мира. Также и
человек был совершенно открыт воздействию Божества, предначинающемуся обожению,
просто лишь в силу непорочности и безгреховности своей: Бог приходил в прохладу дня беседовать с человеком, как с другом, и эта «беседа» не была donum super additum в отношении к его нерастленной природе, напротив, это
богообщение было дано и задано
в ней. Для этого и таким именно и создан был человек, чтобы, приобщаясь к божественной жизни, быть посредствующим между Богом и миром.
Да не усомнится маловерный, говорящий себе: нужно ли Духу Св. вселяться в воду сию, когда Ему доступны души наши?
Но не безумие ли отрицаться человеку двойственного состава своего?
Разве имеет он душу без тела?
Разве не воплотился Сын Божий?
И разве в святейшем Таинстве Причащения не сообщается Он нам под видом хлеба и вина, и, соединяясь с нами духовно, соединяется и телесно, подавая вкушать Тело и Кровь Свою?
Посему человек нуждается и в причащении воды святой ко причащению Духа Св., ко приятию благословения Иорданского. В сем сила обожения,
единение божеского и тварного естества, богоснисхождение и человеческое богоприятие.
И не только сам человек ее причащается, но и освящает его все свое житие, жилище и одежды и всякие вещи свои, ко отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг.
Обожение твари в Деве Марии
Голубая глубина неба есть прямой образ Божия творения: не-сущее приняло свет бытия, зиждительное Слово, и ничто стало миром, творением Божиим, на нем почиет любовь Божия, в него изливаются благодатные лучи. Она есть образ благодатного просвещения твари, того обожения, силой которого
ничтожество твари облекается лепотой Божественной Славы.
И в этой огустевшей, уплотнившейся синеве загораются светила, зажженные от единого Света светов. Голубой свет небес знаменует Божие снисхождение к миру, приятие творением Божиих даров, встречу Бога с тварью. Мир содержится силою Божией, и непрестанно струятся в него потоки божественной любви.
Мир создан ради человека, человек же создан к обожению.
И все, в жизни мира совершающееся, имеет значение как приуготовление к полному облагодатствованию человека. Но эта полнота исполнилась,
облагодатствованием осуществилось
в тот день и час, когда послан был с небесе архангел к Благодатной с вестью Боговоплощения, когда на голубом покрове сверкнула райская белизна небожителя, когда весть Благовещения была услышана и принята Благословенной. Тогда исполнилось изначала предустановленное, — еже от века таинства явление: Дух Святой нисшел на человека в лице Пречистой, и Сила Вышняго, Слово Божие, осенило Ее, в Нее вселившись. Лествица между небом и землей установилась,
человек получил силу стать богом по благодати,
ибо в чреве Благодатной зачался Богочеловек.
Не было и не могло наступить в жизни мира другого мгновения более решавшего. Благовещение есть предельное и окончательное явление любви Божией к миру, Божьего снисхождения, но в нем же осуществилось и предельное и окончательное уважение Божие к творению в его свободе. Боговоплощение могло явится только свободным и любящим богоприятием. Творец испрашивает на то согласие у твари, ищет в ней воли к боговоплощению. Архангелу устами Марии ответствует человеческий род, как и ветхий Адам вкупе с древнею Евой за весь род свой отвечал искусителю. В Ней, Благодатной, сосредоточивается вся сила и вся воля человека к богоприятию, вся его возможность. … Пречистая неблазненно прияла благую весть, Благовещение исполнилось, соединение небесного и земного, божественного и тварного,
обожение человеческого естества и вочеловечение Божества совершилось.
… Ответ Марии оказался тем единственным истинным ответом, который соответствовал вопрошанию. … С Нею рекла и изрекает ныне и всякая человеческая душа, открывающаяся к приятию Святого Духа и обретению рождающагося Христа. Мария вся до конца отдала Себя Богу, Она стала вполне прозрачною для Духа Святого, открыта для Его вселения, для
обожения в Ней твари.
… Мир соделался иным после благовещения. Земля и небо, божеское и человеческое, расстоящияся естества, соединились, человек получил силу стать
Богом по благодати,
ибо Бог соделался человеком.
См. также
|