|
|
|
Сердце Царствие Божие внутрь вас есть
По работам
прот. Сергия Булгакова
Потому и осужден был, потому и обвинен я был, несчастный,
своею совестию, которой ничего нет в мире строже;
Судия и Избавитель мой, все ведающий!
Пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.
Сердце — престол, достойный Царствия Божия
Сердце человека есть единственный престол в творении, достойный Царствия Божия, и Бог воцаряется в сердце человека, если он отдает его Богу.
…
Сердце человеческое есть врата, в которые входит Царствие Божие, оно не появляется помимо их, извне, с «соблюдением», ибо Царствие Божие внутрь вас есть, в вас и чрез вас совершается.
…
Обращение сердца человека к Богу во всем языческом мире и даже в ветхозаветной Церкви не осуществляло Царствия Божия в сердце человека, ибо Бог оставался далек и недосягаем, высок и страшен. С Ним можно было вступать в общение лишь на основании Им данного закона, «ветхого завета», который имеет «тень будущих благ, а не самый образ вещей»
(Евр. X, 1),
и который оставляет на сердца неснятое покрывало, снимаемое лишь Христом
(2 Кор. III, 13-16).
Кто не обретает вечную жизнь здесь, тот и вообще ее не знает
Царствие Божие потому
приблизилось
к человеку, что во Христе Бог и человек совершенно соединились. И то, что совершилось в Нем, имеет силу и для всего человеческого рода. Царствие Божие есть совершившееся Боговоплощение и его раскрывающаяся сила, осуществленное единение двух естеств, двух воль, двух чувствований, — божеского и человеческого. И на этом краеугольном камне, который есть Христос, каждый строит свое здание из своего материала, — золота, серебра, глины, дерева, соломы
(I Кор. III, 11-12).
Христово человечество, тело Христово, есть Церковь Христова, в которой он живет и действует Духом Святым, Церковь и есть Царствие Божие, приблизившееся и совершающееся.
…
Вечная жизнь начинается здесь, и кто не обретает ее здесь, тот и вообще ее не знает.
Царствие Божие не дается если его не искать
Это Царствие Божие совершенно близко нам: но вместе с тем его принятие зависит от искания его каждым, и не дается помимо этого искания («ищите» Царствие Божие говорит Господь)
и усилия («ибо Царствие Божие силою нудится»).
…
Аскетические писания Св. Отцов исполнены указаний для подтверждения той общей мысли, что
вечная жизнь
подается христианину уже здесь, и ему надлежит искать ее.
…
Цель жизни христианской есть приобретение Св. Духа, учил Преп. Серафим, но это и есть Царствие Божие, или «правда, мир и радость о Дусе Святе»
(Рим. XIV, 17).
…
Не только само спасение, но и путь спасения, весь подвиг, принимаемый ради Господа, есть Царствие Божие. Ибо в том двуединстве богочеловеческой жизни, каковое есть Царствие Божие, оно есть не только самое царствование, но и воцарение, усилие человеческой души к самоотданию, путь, несение креста в следование Христу.
Блаженство богообщения или источник адских мучений
Царствие Божие есть
личное
достояние, без которого вообще не может быть в нем участия. Царствие Божие, приходящее в силе,
приемлется или не приемлется,
усвояется или отвергается изнутри, и в зависимости от этого для одних оно есть блаженство богообщения, рай, для других же источник адских мучений. В этом последнем смысле оно существует для всей твари, даже для бесов, ибо и бесы веруют и трепещут: — и бесы знают его неизбежность, и молят оставить их до времени: «Иисус, Сын Бога Всевышнего!
заклинаю Тебя Богом, не мучь меня»
(Лк. V, 7):
«пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»
(Mф. VI, 29).
См. также
|