|
|
|
Сердце человека
По представлениям
св. Серафима Саровского
Дух Святой вводит в сердца наши Царствие Божие
Писание говорит:
«Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть»
(Деян.10:35). … Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшаго в мир грешныя спасти, и
приобретением себе благодати
Духа Святаго, Вводящего
в сердца наши Царствие Божие
и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. … За человеком остается или осуществить их или нет.
Бога и благодать Духа Его Святаго люди не во сне видели и не в мечтаниях, и не в изступлении расстроенного воображения, а истинно въяве. …
[Мы]
не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего
вселиться в души наши
и потому не имеем истинного просвещения от Господа,
посылаемого в сердца
людей,
всем сердцем
алчущих и жаждущих правды Божией.
…
[Б]лагодать Духа Святаго,
даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святаго Духа, несмотря на грехопадения человеческие и тьму вокруг нашей души, все-таки
светится в сердце
искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. … А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из
благодати Духа Святаго,
о
стяжании
которой, как о
цели жизни христианской,
я и говорю столько времени вашему Боголюбию.
Царство Божие теперь внутри нас и находится
И батюшка о Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:
— И сам я, батюшка, знаю это точно, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас, — так ли вы это чувствуете. Сущая правда, ваше Боголюбие!
Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святаго Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему?.. Заметьте же, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а ведь не на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу:
"Теплотою Духа Святаго согрей меня."
Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь должно быть на самом деле, потому что
благодать Божия
должна обитать внутри нас,
в сердце нашем,
ибо Господь сказал:
"Царство Божие внутрь вас есть"
(Лк.17:21).
Под Царствием Божиим Господь разумел благодать Святаго Духа. Вот это Царство Божие теперь внутри нас и находится, а благодать Духа Святаго и отвне озаряет и согревает нас, и преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением,
наполняя сердца наши
радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит:
"Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"
(Рим.14:17). Вера наша состоит
"не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы"
(1Кор.2:4). Вот в этом то состоянии мы с вами теперь и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь
"Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе"
(Мк.9:1). Вот, батюшка, ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог. Вот что значит быть в полноте Духа Святаго, про которую св. Макарий Египетский пишет:
"Я сам был в полноте Духа Святаго..."
Этою-то
полнотою Духа Своего Святаго
и нас, убогих, преисполнил теперь Господь... Ну уж теперь нечего более, кажется, спрашивать каким образом бывают люди
в благодати Духа Святаго...
Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?
Господь ищет сердце…
Преп. Серафим:
“Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми сердце Твое, а все прочее Я Сам приложу Тебе, ибо в сердце человеческом Царствие Божие.”
(Беседа с Мотовиловым).
“Чтобы узреть свет Христов, нужно погрузить ум внутрь сердца, ум должен «укоснить в сердце».”
“Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его и он бывает в
мирном устроении…”.
Преп. Серафим, один из самых характерных для русского Православия святых, так определяет Бога:
"Бог есть огонь, согревающий сердца и утробы". Вот еще слова св. Серафима, касающиеся значения сердца:
"Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми сердце Твое, а все прочее Я Сам приложу Тебе, ибо в сердце человеческом Царствие Божие".
(Беседа с Мотовиловым).
Сердце, как орган религиозного восприятия, должен быть отличаем от души, ума, духа, от сознания вообще. Оно глубже и так сказать центральнее, чем психологический центр сознания. Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого;
одним словом, оно есть абсолютный центр.
Чрезвычайно характерная особенность восточного христианства состоит в том, что для него ум, интеллект, разум никогда не есть последняя основа, фундамент жизни;
умственное размышление о Боге не есть подлинное религиозное восприятие. Восточные Отцы Церкви и русские старцы дают такое указание для подлинного религиозного опыта:
"нужно умом в сердце стоять". Один старец говорил про современного человека:
"вот у него ум, вот сердце, а между ними каменная стена"!
Эта стена и делает невозможной истинную религиозную жизнь. Ученый европеец знает многое, часто знает и Библию, знаком и с мистикой, и с теологией, и с оккультизмом. Но все это только Знание, только любопытство. Отдельно существует совокупность знаний, и совершенно отдельно, отделенное от него стеною, живет сердце, потерявшее свое великое значение, свою центральность, свое право быть фундаментом всего. Ум не стоит в сердце: он стоит отдельно, он не согревается теплотою сердца. Вся наша цивилизация, ведущая происхождение от Ренессанса, вся эта безрелигиозная цивилизация хочет лишить сердце его центрального положения и дать это центральное положение уму, науке, познанию. В этом смысле пророческим для всего новейшего интеллектуализма остается изречение Леонардо да Винчи:
"великая любовь есть дочь великого познания". Мы, христиане востока, можем сказать как раз обратное:
"великое познание есть дитя великой любви". В этом мы сохраняем лучшую традицию эллинизма, воспринятую восточным, и только восточным христианством, сохраняем Платоновское учение об Эросе, воспринятое всеми нашими учителями Церкви, начиная с Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Святой Серафим говорит: чтобы узреть свет Христов, нужно погрузить ум внутрь сердца, ум должен
"укоснить в сердце".
"Тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души своим божественным осиянием".
"Сей свет есть купно и жизнь".
"Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углубляем в созерцание несозданной доброты, забывает, все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага". Только таким путем человек может созерцать
"несотворенную красоту",
которая есть нечто ощущаемое сердцем, невыразимое в рациональных понятиях, как всякая красота вообще. Так говорит далее св. Серафим:
"признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его и он бывает в
мирном устроении…"
См. также
|