|
|
|
Дурная бесконечность
По работам
Евгения Николаевича Трубецкого
Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений?
Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, —
цель сохранения жизни.
Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это — не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а
дурная бесконечность жизни
вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются. Единое солнце светит всем живым существам;
все им согреваются, все так или иначе воспроизводят в своей жизни солярный круг с его периодическими сменами всеобщего весеннего оживления и всеобщего зимнего умирания. Но, согреваясь вешними лучами, все оживают для взаимного истребления, все спорят из-за лучшего места под солнцем, все хотят жить, а потому все поддерживают
дурную бесконечность смерти и убийства.
Во всем, что живет, есть это непрестанное превращение цели в средство и средства в цель. Во всем мире эта картина вечно ускользающей цели наводит на мысль о призрачности всяких целей и, стало быть, о бесцельной жизни как целого. Но, когда мы обращаемся к человеку, когда мы видим, что и в его жизни есть только
дурная бесконечность средств,
заменяющих цели, картина становится не только безотрадной, но и жуткой. Ибо что же такое мир, если таков человек, если и его стремление подняться над порочным кругом биологического существования бессильно!
Если так, то и весь процесс развития, вся линия эволюции от зверя к человеку — подъем мнимый. В мире нет никакого восходящего движения, есть только вечно повторяющийся круг и человеческое — лишь обманчивая
личина
звериного!
Во времени происходит непрерывное течение, т.е. непрерывный переход от небытия к бытию, и обратно. Дурная бесконечность всеобщего умирания выражается в самой форме этого преходящего существования —
во времени,
которое представляет собою и форму всеобщего рождения, и форму всеобщего умирания: рождение здесь непосредственно переходит в уничтожение, вследствие чего Платон и сказал о временной действительности, что она вечно нарождается и погибает, подлинно же никогда не существует. Уже давно замечено, что у этой действительности нет настоящего, ибо едва мы успели назвать это настоящее, как оно уже стало прошедшим, кануло в
небытие.
В мире есть безусловная цель
Через Богочеловека
весь мир должен быть обожен.
В Нём есть
конец, который достигается.
В мире
есть цель,
которая достигается,
цель безусловная;
ибо возможно ли мечтать о каком-либо высшем благе и высшей правде, чем сочетание твари с полнотой божественной жизни!
В лице перворожденного всей твари — человека — вступает в соединение с Богом вся тварь земная: через Богочеловечество благодать сообщается и низшим ступеням творения;
через него весь мир должен быть обожен. Если так, то мировой процесс уже не есть дурная бесконечность: в нем есть
конец,
который достигается, — полнота прекрасной и вечной жизни;
наблюдаемая нами мировая жизнь уже не есть бессмысленное кружение, а движение к безусловному смыслу, сочетание и скрещение двух направлений —
вперед и вверх.
Мир приходит к своему безусловному концу в смысле
достижения полноты бытия.
Во Христе жизненный круг перестает быть порочным кругом. Победою на кресте
упраздняется дурная бесконечность и дурная периодичность смерти.
В противоположность Дионису и другим богам натуралистических религий, периодически умирающим и периодически воскресающим,
Христос единожды умер и воскрес;
в Нем упразднен самый закон всеобщего периодического умиранья. … Мир приходит к своему безусловному концу не в смысле прекращения, а в смысле
достижения полноты бытия.
…
Отсюда видно, почему именно явление Христа на земле представляет собою исчерпывающий,
полный
ответ на вопрос о смысле и на искушения бессмыслицы.
Страдание и смерть
— вот в чем наиболее очевидные доказательства царствующей в мире бессмыслицы;
всеобщее взаимное причинение смерти, как необходимый закон самой жизни на земле, — вот в чем очевидное доказательство
неправды
этой жизни. Порочный круг этой жизни есть именно круг страдания, смерти и неправды.
См. также
|