|
|
|
Богородица Ходатаица и Молитвенница
По работам
прот. Сергия Булгакова
Заданность и осуществление спасения
Христос есть Первосвященник и Ходатай Нового Завета (Послание к Евреям), «по чину Мельхиседекову». Он принес Богу жертву, отменяющую всякие жертвы, Свое Тело, Себя Самого. Он есть жертва и жрец, «приносяй и приносимый» (лит. св. Иоанна Златоуста).
‹…›
В смерти, воскресении и вознесении Христовом совершилось наше искупление, т.е. положено для него общее, объективное основание, оно стало данностью. Однако этим еще не исполнена его заданность для твари, его осуществление.
‹…›
Потребовалось сошествие Духа Святого на апостолов, и в лице их на всех людей, дабы основалась Новозаветная Церковь, как осуществляемое искупление, как ковчег спасения.
Богоматерь есть Предстоятельница Церкви
Божия Матерь обращена к Богу в непрестанной молитве за всех нас. Она предстоит пред Богом за всю Церковь и тот, кто хочет обратиться к Богу, может сделать это не иначе как соединившись с Ней в этом предстоянии.
Сошествие Святого Духа и вселение Его в человеках и твари создает Церковь на камени Христовом, и в этом смысле ‹…› Церковь есть Дух Святый, и спасаемые в ней спасаются Духом Святым. Божия Матерь, как личное откровение Духа Святого, есть сердце Церкви, ее как бы личное выражение, Предстоятельница Церкви. ‹…› то, что составляет существо и силу Церкви, в совершенной степени содержится в Богоматери чрез Духа Святого.
Богоматерь не спасается, но спасает
Богоматерь превыше всякого греха. Она есть совершенно обоженное и спасенное творение. Богоматерь уже не спасается, ибо Ее безусловное спасение совершилось наитием Святого Духа, Она не спасается, но спасает. Здесь-то и открывается особое участие Духа Святого, а затем и Богоматери в нашем спасении, не как спасительницы, ибо един есть Спаситель всего человеческого рода и Ее Самой, Тот, о Котором и Она говорит как «о Бозе и Спасе Моем», но как Ходатаица и молитвенница о роде человеческом.
Олицетворенная молитва Церкви
Богоматерь есть всеобщая молитвенница и ходатаица: «о всех молиши Сына Твоего и Бога нашего». Она есть олицетворенная молитва Церкви. Почему и в каком смысле Ей усвояется эта нарочитая задача — быть Первосвященницей в качестве Ходатаицы Церкви, в ознаменование чего Ей усвояется (в праздник и в иконе Покрова Пресвятой Богородицы)
архиерейский омофор?
Богородица возносит к Богу все наши молитвы
Всякая молитва слабого и греховного человека бессильна и ограничена, ‹…› но творимая в Духе, совершенная церковно, она обретает церковные крылья, которые делают ее молитвой Церкви и возносят к самому престолу Божию.
‹…›
Но насколько она есть молитва церковная, ‹…› она становится необходимо и молитвой Богоматери, ‹…› Никакая наша молитва, не только непосредственно к Ней направленная, но и обращенная к Богу прямо, Ее не минует, но становится Ее собственной молитвой, в Ней и Ею молится.
Богоматерь есть Сама молящаяся Церковь в личном воплощении
Матерь Божия не нуждается в молитве о Себе Самой, ибо все имеет в обоженности Своей. Как слава Божия и слава мира ‹…› Она Своей молитвою славит Бога. Ея
собственная
молитва есть славословие,
‹…›
Но Богоматерь, как глава и предстательница мира и всего творения, имеет и несобственную молитву, которая, ‹…› есть молитва всей твари. Она дает крылья для этой молитвы, вознося ее к Престолу Божию, Она дает силу этой молитве, Она есть Ходатаица, первосвященнически воздевая руки над миром («оранта»)
к Богу и осеняющая мир своим омофором. Богоматерь есть Сама молящаяся Церковь в личном воплощении, и в этом смысле Она есть всеобщая Матерь, заступница и предстательница.
См. также
|