|
|
|
Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста;
от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце, — о земном или о небесном, о духовном или о плотском, об удовольствии или о воздержании, о многостяжательности или о нестяжательности, о смиренномудрии или высокоумии, о любви или о ненависти. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце, — Христа или что-либо из настоящего века.
Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы привязывают к вещам земным. А когда пренебрежет оно тленным, тогда примет нетленное.
Kак от инея и снега вянет трава, так грех иссушает сердце в делающем грех. И как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах.
Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.
Если бы сердце наше не было тверже камня, то не переставали бы уста наши горько вопиять и очи наши источать слезы. Скорбей исполнены времена сии, а сердце наше погрязает во грехах. Приидите, воздвигнем очи и сердца наши к Богу и воззовем Ему с верою: «Хвала Тебе, Господи!»
Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония, — становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце — Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него.
Дивно это, братия мои, весьма досточудно, возлюбленные мои;
непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем;
Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стоны Его, а чистое сердце носит Его в себе. Небо мало для пяди Его, а сердце — обитель Его. Небо объемлет Он горстью Своей, и одна пядь пространства — жилище Его. Если распрострется, — вся тварь не заключит Его в пределы свои;
но если взыщет сердце, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего;
и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа — храм Его, а сердце — святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы;
иереем же бывает Дух, Kоторый стоит и священнодействует там.
Поэтому не давай доступа смрадному греху, чтобы не удалился от тебя Дух Святой. Ты соделан храмом Божиим: должны ли возбуждаться в тебе непотребные движения?
Сердце твое — святой жертвенник: может ли водворяться в тебе нечистая похотливость?
В тебе священнодействует Дух Святой: должны ли иметь в тебе место грехи и благоухание должен ли заменять смрад нечистой похоти?
Да не входит в тебя непотребство к растлению храма Божия. Да не водворяется в тебе нечистая похоть к поруганию святого жертвенника. Да не вселяется в тебя грех, удаляющий от тебя Духа Святого. Павел, в котором вещал Христос, со скорбью и слезами сказал:
Разве не знаете,
братия мои,
что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог
(1 Kор. 3, 16—17)
за то, что растлил храм души своей. Тщательно охраняй душу свою, потому что она — Божий храм. Свято блюди сердце свое, потому что оно — святой жертвенник. Ищи себе Хранителей, чтобы были они стражами живого Божия храма, чтобы не вошла в него какая-либо нечистая похоть и не оскорбился тем Дух Святой.
См. также
|