|
|
|
Толковая Библия
Лопухина Вражда между змием и женою
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания
Бытие
Глава 3
Первообетование Мессии
15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
"и вражду положу..."
Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою
(Ин. 3:19-20
[1];
7:7
[2];
1 Ин. 2:15
[3]), — эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов
(Откр. 12:7-9)
[4].
"Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни)
первая и потрясает его власть над собой"
(Виссарион).
Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе
"вражду"
к царству сатаны, послужив тайне воплощения
(Откр. 12:13,17
[5];
Гал. 4:4
[6];
Ис. 7:14
[7];
Лк. 2:7
[8];
Иер. 31:22
[9]). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.
"и между сяменем твоим и семенем ее".., Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т.е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т.е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну;
но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т.е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то
"порождениями ехидны"
(Мф. 3:7
[10];
12:34
[11];
23:33
[12]), то
"плевелами на Божьей ниве"
(Мф. 13:38-40
[13]), то прямо
"сынами погибели, противления, диавола"
(Ин. 8:44
[14];
Деян. 13:10
[15]).
Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного
"великого противника",
"человека беззакония и сына погибели", т.е. антихриста
(2 Фес. 2:3
[16]). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство — весь человеческий род;
в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом;
наконец, из среды этого последнего Священное Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены
(Гал. 4:4;
Быт. 17:7,19
[17]), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.
"оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову)
и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания
(Рим. 16:20
[18]
и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту — все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла;
эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог
"все во всем"
(1 Кор. 15:28;
ср.
Ин. 12:32
[19]). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда
"Он"
(αϋτός — местоимение муж. рода), т.е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на полову (2 Фес. 2:8-9
[20];
Откр. 20:10
[21]).
Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть?
Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется
"первоевангелием", т.е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.
-
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир;
но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
^
-
Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
^
-
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
^
-
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
^
-
Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола… И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
^
-
но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего
[Единородного], Который родился от жены, подчинился закону…
^
-
Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
^
-
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
^
-
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской;
тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
^
-
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины!
кто внушил вам бежать от будущего гнева?
^
-
Порождения ехиднины!
как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Ибо от избытка сердца говорят уста.
^
-
Змии, порождения ехиднины!
как убежите вы от осуждения в геену…
^
-
поле есть мир;
доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
враг, посеявший их, есть диавол;
жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего…
^
-
Ваш отец диавол;
и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
^
-
сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!
перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
^
-
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели…
^
-
и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;… Бог же сказал
[Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак;
и поставлю завет Мой с ним заветом вечным
[в том, что Я буду Богом ему и]
потомству его после него.
^
-
Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами!
Аминь.
^
-
И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
^
-
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными…
^
-
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
^
См. также
|