Home |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Толкования. Земля СердцаСемя, которое сеет сеятель, есть слово Божие (Лк.8:5). Сердца человеческие — это и есть земля, куда Божие слово сеется. Добрая земля — это доброе и чистое сердце
4
Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
Мф 13, 2-3.
Мк 4, 1-2.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю (εἰς τὴν γῆν τὴν ἀγαθήν) и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Ис 6, 9-10. Мф 13, 14. Мк 4, 12. Ин 12, 40. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; Мф 13, 19. Мк 4, 15. 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; Иез 33, 31. 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; Мф 13, 22. Мк 4, 18. Мк 10, 23. Лк 18, 23. 1 Тим 6, 9. 15 а упавшее на добрую землю (ἐν τῇ καλῇ γῇ), это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце (ἐν καρδίᾳ καλῇ καὶ ἀγαθῇ) и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Даже у апостолов сердце было окаменено (η καρδια αυτων πεπωρωμενη).
51
И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено (η καρδια αυτων πεπωρωμενη). Мк 8, 18. Что есть "земля сердца"?
Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии:
«вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю»
(Лк.8:5-8). Семя есть истинное слово Божие, а
земля — сердца человеческия.
Итак, дети,
земля сердца
вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почве при пути, т.е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от котораго да избавит нас Господь. Но да будет
земля сердца
вашего добра на принятие истиннаго слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Мф.13:8).
49.
Страх, наперед сочетавшись с душой, чрез покаяние делает ее чреватою помышлением о суде. Тогда окружают ее болезни адских мучений (Пс.114:3);
воздыхания и скорбные томления с сжатием сердца терзают ее, при помышлении о будущем воздаянии за дела злые. Потом она, многими слезами и трудами во чреве помышления зачатое (намерение содевать спасение)
возрастивши, рождает на
земле сердца
своего дух спасения (решимость), и освободившись от мучении при мысли об аде, и избавившись от стенаний под действием представления суда, воспринимает в себя вожделение и радость будущих благ, и сретается другинею — чистотою с целомудрием, кои искреннею любовью сочетают ее с Богом. — С Богом же сочетавшись, душа ощущает неизреченную сладость, и от сего с удовольствием уже и наслаждением проливает слезы умиления, чуждою делается сочувствия всему, что в мiре, и как бы в исступлении сущи, течет вслед Жениха, так взывая к Нему безгласным гласом:
"вслед Тебе, в воню мνра Твоего теку. Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши?
где почиваеши в полдень
чистого созерцания?, чтоб не быть мне вынужденной блуждать по стадам другов Твоих — праведников (Песн.1:3,6): ибо светлосияние великих таинств у Тебя". — Жених же, введши ее в сокровище-хранительницу сокровенных своих тайн, делает ее созерцательницей существа творений с премудростью.
Пять тысяч и пять сот слишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле
не у явися святых путь, как говорит божественный Апостол (Еф.3:5;
Евр.9:8). В последок же дней пришел и заповедал свободе один пот заменять другим потом, дозволил не отдохновение от всего, но пременение всего;
потому что за продолжительность злострадания нашего на земле оказал нам Свое человеколюбие. Посему, если престанем проливать на земле пот, то по необходимости пожнем терния. Ибо оставление самой молитвы есть делание отелесения земли, которая естественно произращает терния (т.е. чрез прекращение молитвы
земля сердца
нашего грубеет). Действительно же, страсти суть терния и произрастают в нас от сеяния в тело (Гал.6:8). Пока носим на себе образ Адамов, необходимо носим в себе и страсти Адамовы. Ибо невозможно земле не произращать прозябений, свойственных природе ее. Порождение же ее естества есть земля тел наших, как гласит Божие свидетельство:
земля, от неяже взят еси
(Быт.3:19). Та земля произращает терния, а сия разумная — страсти.
6.
Поелику человек в преслушании умер страшною душевною смертию и принял клятву на клятву:
терние и волчцы возрастит тебе земля
(Быт.3:18);
и еще: возделывай землю, и не приложит дать тебе плодов своих: то на
земле сердца
его возродились и возросли терния и волчцы.
Прп. Макарий Египетский
Духовные Беседы Беседа 47 Иносказательное истолкование того, что было под законом
Если чувств телесных не заградим, то не источится в нас ключом бьющая вода оная, которую даровал Господь Самаряныне. Сия, ища чувственной воды, обрела иную воду живую, текущую внутрь ее самой. Ибо как земля естественно имеет в себе воду, которую, как только откроется исход, тотчас и изливает, так и
земля сердца
естественно имеет в себе эту воду духовную, из него ключом бить начинающую, как только возможно станет, подобно праотческому свету, который чрез преслушание потерян Адамом.
‹…›
небрежно и разлененно делающие много, кажется, трудятся, но никогда не собирают плодов по причине болезненности, будучи глубоко бесчувственны. Свидетель сему тот, кто говорит:
"хотя бы мы все великие подвиги жительства нашего имели, но если не стяжали приболезненного сердца, все они поддельны и попорчены"
(Леств. сл. 7, 64). То же свидетельствует и св. Ефрем, говоря:
"трудясь трудися приболезненно, чтоб избежать болезненности суетных трудов. Ибо если, по Пророку, чресла наши не истощатся от труда пощения, если не схватят нас болезни, как рождающую младенца, то не зачнем мы духа спасения на
земле сердца"
(Ис. 21, 3).
Св. Григорий Синаит
О безмолвии и молитве. §14
Да будет сердце мое доброй для Тебя землею,
приемлющей в себя доброе семя, и благодать Твоя да оросит его росою вечной жизни;
да пожнет благодать Твоя на земле сердца моего прекрасную рукоять
(рукоятие — все, что можно захватить рукой)
— сокрушение, поклонение, освящение, постоянное делание угодного Тебе!
48.
О пользе умеренности в питии для духовного в душе плодоношения.
Как земля умеренно напояемая, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое семя, а упояемая слишком обильными дождями приносит только терния и волчцы: так и земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена, являет чистыми, а всеваемые в нее Духом Святым износит добролиственными и многоплодными; когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терния и волчцы всеми помыслами своими.
Добротолюбие. Том III
Диадох Фотихийский Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Глава 48
Зачем сердимся мы на людей — они мельничные камни, стирающие нас как пшеницу, всыпанную в жерновный ящик. Для того, чтобы нам очистить сердце свое, необходимо посеять и укоренить на доброй
земле сердца
доброе
семя Слова Божьего,
твердо содержать его во всякое время в уме и памяти, и молитвенно вознося мысли свои к Богу, говорить в себе: Благословен Бог во веки веков!
Господи, что повелишь мне делать?
Да будет во всем воля Твоя!
Митр. Тобольский Иоанн Максимович
Илиотропион. Книга Вторая. Глава Вторая Хранить свою волю чистой от пороков
Наше дело — трудиться, делать то, что мы осмыслили и поняли.
Остальное — дело Божие; не видим, как в земле сердца прорастает брошенное туда слово жизни.
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Осуждение
Некоторые, отойдя от причастия, могут тут же начать осуждать, толкаться, ругаться. Это бывает от того, что благодать Божия не входит в их сердце, потому что
земля сердца
не обработана. Можно взять самое хорошее, отборное зерно пшеницы-рекордсменки и сеять его на утоптанной дороге. Вырастет ли что-нибудь?
Нет. Обязательно надо эту дорогу раскопать, землю размять, надо ее поливать, удобрять, еще много чего нужно, прежде чем вырастет колос. Господь рад нас принять.
‹…›
Но даже оказавшись в храме, мы можем ничего не получить, потому что наше сердце недостаточно уготовано для принятия благодати Божией.
Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники
Протоиерей Димитрий Смирнов Проповедь на Преображение Господне
И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа…
Добрая земля в Ветхом Завете
25
дай мне перейти и увидеть ту
добрую землю,
которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан.
3 Цар 4, 33.
21
И Господь
[Бог]
прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту
добрую землю,
которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел;
Втор 1, 37.
Втор 3, 27.
Втор 34, 4.
Чис 20, 12.
22 я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею. Втор 34, 4-5.
7
Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в
землю добрую,
в землю,
где
потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,
8 в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, 9 в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь. 10 И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Втор 6, 11-12. Рим 14, 6. 1 Тим 4, 5. См. такжеСсылки
Литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|