Home |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Богородица. Вышний ИерусалимВышний Иерусали — матерь всем нам
22
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Быт 16, 15.
Быт 21, 2-3.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Рим 9, 8. 24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, Рим 8, 15. 25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ис 60, 1. Евр 12, 22. Откр 21, 2. 27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Ис 54, 1. 28 Мы, братия, дети обетования по Исааку. Рим 9, 8. 29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Быт 21, 9. 30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Быт 21, 10. 31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Гал 3, 29. Богородица — Вышний Иерусалим
"А Вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая;
воскликни и возгласи, не мучившаяся родами;
потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа"
(
Hans Urs von Balthasar
Mary for Today Мария — "Вторая Ева"
Начиная со святого Иустина и святого Иринея, отцы часто противопоставляют "двух дев" — Еву и Марию. Преслушанием первой в человечество вошла смерть; послушанием "второй Евы" Жизнодавец соделался Человеком и вошел в потомство Адамов. Но между ними лежит вся история Ветхого Завета — прошлое, от которого невозможно отделять Ту, Которая стала Матерью Божией. Она была избрана для этой единственной и исключительной роли в деле Боговоплощения; однако избрание это следует за целым рядом других избраний, которые оно завершило и которыми оно было подготовлено. Не напрасно Православная Церковь в своих богослужебных текстах именует Давида "богоотцом" и этот же термин применяет к Иоакиму и Анне: "святые праведные богоотцы". Римско-католический догмат о непорочном зачатии, по-видимому, нарушает это непрерывное преемство ветхозаветной святости, завершающееся в момент Благовещения, когда Дух Святый, сошедший на Деву, сделал Ее способной воспринять во чреве Своем Слово Отчее. Православная Церковь не признает такого исключения Пресвятой Девы из всего остального падшего человечества, такой "привилегии", которая делает Ее, ради будущих заслуг Ее Сына, искупленной до того, как совершился подвиг Искупления. Мы почитаем Матерь Божию превыше всякой твари не за привилегию, якобы полученную Ею в момент зачатия Ее родителями. Она была свята и чиста от всякого греха уже во чреве матери, однако эта святость не выделяет Ее еще из остального человечества до Христа. Состояние Ее в момент Благовещения не было аналогичным состоянию Евы до грехопадения. Первая Ева, ставшая "матерью всех живущих", преклонила слух к словам искусителя, будучи в райском состоянии, состоянии безгрешного человечества. Вторая же Ева, избранная стать Матерью Божией, услышала слова ангела, будучи в состоянии человечества падшего. Поэтому это исключительное избрание не выделяет Ее из остального человечества, не отделяет Ее от всех Ее прародителей и собратьев, святых или грешников, для которых Она представляет все лучшее, что было у них.
Лосский В.
Всесвятая
Пресвятая Дева — представительница всего человеческого рода, то есть человечества падшего,
"Ветхого Адама."
Но
Она же —
"Вторая Ева;"
с Нее начинается новое поколение. Предвечным советом Божиим Она выделена из человечества, но это
"выделение"
не разрывает Ее сущностной связи с человеческим родом.
Но сияет с небес «звезда морская» — Дева Мария, культ которой быстро развивается с конца XI в. Если Христос — второй Адам, Мария — вторая Ева, заступница и печальница рода человеческого пред грядущим судить его ее Сыном. «Бог — отец всего сотворенного, а Мария — мать всего претворенного».
Л. П. Карсавин
Культура средних веков
Дева Мария есть «вторая Ева», освобождающая людей от греха Евы первой (Ириней Лионский).
Библейские комментарии
отцов Церкви и других авторов I-VIII веков
Уже ОРИГЕН (185-254)
знал этот текст под названием История Иакова о рождении Марии или Книга Иакова (см. его Com. in Matth. X.17). Название, присвоенное ему в научной литературе
[«Протоевангелие Иакова»]
отмечает значение его содержания, т.к. ставит в прямую связь с «протоевангелием», первым упоминанием о Спасителе, изреченным Творцом в раю Адаму и Еве
Святая Дева Мария — этот чистейший духовный сосуд, избранный от всего человечества — по слову Архангела приняла от Бога Духа Святого и стала Матерью Богочеловека — Христа, Искупителя мира. Если первая Ева в раю отвергла милость Божию и нарушила Его заповедь и тем самым разрушила союз человека с Богом, то Вторая Ева — Пресвятая Дева Мария от лица всего греховного, но кающегося человечества смиренно ответила на радостную весть Архангела: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Святая Дева от лица всех людей дает согласие на благодатный союз с Богом, который когда-то был прерван первыми людьми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасения человеческому роду. Совершилась великая тайна. Произошло примирение человека с Богом», и Слово стало Плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Так Бог через Святую Деву стал человеком, чтобы человека сделать богом по благодати. Богородица — Живой город Господа Бога
2
Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
Пс 144, 3.
Евр 12, 22.
Откр 14, 1.
3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. Иез 40, 2.
22
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
Гал 4, 26.
Откр 3, 12.
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, Иер 31, 9. Лк 10, 20. Откр 13, 8. Иез 40, 2.
1
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Иез 9, 4.
Откр 7, 3.
«Насытимся благами дома Твоего;
свят храм Твой, дивен в правде»
Ныне «да веселятся небеса» и рукоплещут ангелы;
ныне «да торжествует земля»
Сегодня
одушевленный град Божий
преставляется из земного Иерусалима в Иерусалим Небесный. Та, Которая Рожденного «прежде всякой твари»
См. также
Ссылки
Литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|