12
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба;
и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
Ин 1, 51.
13
И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака;
[не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
Быт 35, 1, 7.
Быт 48, 3.
Сир 44, 25.
14
и будет потомство твое, как песок земной;
и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню;
и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
Втор 12, 20.
Втор 19, 8.
Быт 26, 4.
15
и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь;
и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Ис 43, 2.
16
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем;
а я не знал!
17
И убоялся и сказал: как страшно сие место!
это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
Исх 3, 5.
Нав 5, 15.
В Библии живыми чертами обозначены главные ступени этой печальной лестницы, главные ветви древа еже разумети доброе и лукавое.
Но мы знаем, что человек избрал дорогу бунта не столько по злой, сколько по слабой воле: чувственный соблазн вкушения осилил в нем нравственный долг воздержания;
к тому же грех его относился к одному частному случаю и не имел непременно общего принципиального характера: человек не взял себе за правило вообще противиться воле Божией, или
всегда
следовать внушениям низшей природы. Это ясно как из первых ответов Евы змию, так и из оправданий ее и Адама перед Богом. Человек, несмотря на грехопадение, не утратил окончательно ни страха Божия, ни сознания правды Божией. Таким образом, хотя долг послушания и был нарушен, но
способность
послушания осталась у человека;
хотя теократия на деле и была подорвана, но сохранилась возможность ее восстановления. И если женственная, восприимчивая сторона человеческого существа в лице Евы оказалась столь податливой слову зла, то та же женственность в лице Пресв. Девы может оказаться такою же восприимчивой к Слову Божию. Соответствие и противоположность между матерью ветхого и матерью нового человечества раскрыта весьма обстоятельно у многих святых учителей церкви, и мне здесь достаточно только напомнить эту тему. — Прямой путь древа жизни был надолго прегражден человеку;
он должен был идти окольным путем опытного познания добра чрез испытание зла. Основной грех — отделение от Бога чрез непослушание или отвержение теократического пути — развился в последующей жизни человечества в целый ряд греховных дел и состояний. В Библии живыми чертами обозначены главные ступени этой печальной лестницы, главные ветви древа еже разумети доброе и лукавое.