|
|
|
Богоматерь есть явленный в человеческой ипостаси Дух Святой
Как храм, в который чрез Благовещение вселился Сам Дух Святой, Она
[Богоматерь]
есть Духоносица, прозрачный человеческий образ откровения Св. Духа, Который по ипостасному Своему свойству, хотя и не воплощается, но воплощает и прославляет. И Та, Которая удостоена вселения Духа Святого, единственная из творений Божиих, Она есть человеческий ипостасный образ Духа Святого. В этом смысле можно сказать, что Она есть не воплощенный, но явленный в человеческой ипостаси Дух Святой.
Большего и полнейшего Его явления нет и уже быть не может.
Посему в небесах после Вознесения Христа, а с Ним и Богоматери, вместе с «Небесным Человеком»
(1 Кор XV, 47-49)
существует и человеческий образ Духа Святого, не по воплощению, которого быть не может, но по совершенной сообразности Ему духовной.
Совершенное освящение и обожение Богоматери
Пребывание же в небесах Богоматери соответствует ее
совершенному освящению и обожению,
в котором за Ней последует и человечество в прославленной Церкви.
Совершается предельное обожение Богоматери
По верованию Церкви, правда, не имеющему для себя свидетельства в Слове Божием, но непреложно утвержденному литургическим ее преданием, Господь сам приходит с неба при ее успении, чтобы принять ее святую душу, воскресить ее святое тело и вознести Ее в небеса для жизни в общении Своём, а чрез то в нем и со всей Св. Троицей (хотя, конечно, и не в недрах Ее). Здесь, в небесах, совершается ее
предельное обожение
и тем исполняется высшая цель творения, его теодицея.
Совершившееся богочеловечество — боговоплощение Христа и обожение твари
Явление Богоматери именно и означает
начало
воскресения мертвых, потому что Она, как сама воскресшая, может явиться лишь воскресшему человечеству вместе с воскресшим Господом (который являлся на земле, хотя по воскресении и в прославленном теле, однако же еще не во славе). Пребывание Богоматери в небе означает, очевидно, не то же, что седение Господа одесную Отца. Он пребывает в небесах, как Един сый Св. Троицы, как Бог в ее недрах. Пресвятая же Богородица, будучи творением, в это небо небес не восходит. Христос к Ней обращен Своим человечеством. Как высшая всея твари Она пребывает на грани неба и творения, будучи вершиной мира, которая касается неба, освящаемая всей силой Божественной Софии, откровения Св. Троицы. Но Сама Она все-таки остается Софией тварной. Это пребывание Богоматери в небесах может быть определено, как тварное небо, которое непосредственно озаряется небом божественным. В Парусии во Христе и Богоматери соединяется, таким образом, явление самого Божества, Божественной Софии, во Христе, а вместе с тем ее же явление в творении. Тем свидетельствуется совершившееся богочеловечество, — боговоплощение Христа и
обожение твари,
причем далее
сила обожения распространяется и на все творение,
которое загорается божественным светом преображения.
Богоматерь есть до конца обоженная вершина всего творения
Пречистая Матерь Божия есть личное человечество Богочеловечества, личное возглавление Церкви.
Великий город, святый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога, скиния Бога с человеками, настойчиво и многократно именуется еще и «женою» или «невестою Агнца»: «наступил
брак Агнца,
и
жена
Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый;
виссон же есть праведность святых. И сказал мне (Ангел): напиши: блаженны званные на
брачную вечерю Агнца»
(Откр. XIX, 7-9).
И Ангел «сказал мне: отойди, я покажу тебе
Жену, Невесту Агнца.
И вознес меня в духе на высокую и великую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет Славу Божию»
(XXI, 9-11).
<…>
Мы имеем здесь самое обобщенное и исчерпывающее откровение о Церкви, как человечестве в Богочеловечестве. А если так, то не есть ли это личное возглавление Церкви, личное человечество Богочеловечества, сама Пречистая Матерь Божия во славе Своей?
Не Она ли есть и Небесный Иерусалим, который возвращается на землю из небесного Своего жилища, в парусии Богоматери, чтобы стать здесь одуховленной скинией Бога с человеками?
Не Она ли есть сама София, хотя и тварная, но
до конца обоженная,
вершина всего творения, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим?
Не Она ли есть слава и радость спасенных народов на брачной вечере Агнца?
Не Она ли есть то совершенное соединение Божеского и человеческого, о которой радуется всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род?
Она,
Духоносица,
есть
Дух и Невеста,
в самом своем бытии являющая
образ ипостасного Духа Божия,
и о Ней сказано в последнем слове Нового Завета:
«и Дух и Невеста говорят: прииди.
И слышавший да скажет: прииди!
Ей, гряди, Господи Иисусе!»
Богоматерь есть Бог по благодати
Господь имеет Славу, которую Он получает от Отца, это есть Его собственная, Ему принадлежащая от века Слава, воссиявающая и в пречистой плоти Его, Слава Преображения. … Напротив, Богоматерь в прославлении Своем получает чрез Сына от Отца славу и власть, которые не являются Ей присущи по человеческому естеству. Это есть в точном смысле обожение, осенение божественной благодатной жизнью того существа, которому это не присуще и трансцендентно. Отсюда остается и вся разница между Сыном и Материю, между Его и Ее силою и славою. Первая беспредельна и неограниченна, абсолютна, как власть Божия в творении. Вторая производна, как благодатная данность, и в силу этой производности своей не безгранична, не абсолютна. Другими словами, Господь есть Бог по естеству, Богоматерь же
не
есть Бог по естеству, сколь бы ни было полно и совершенно Ее обожение, но лишь по благодати.
Богоматерь не спасается, но спасает
Как Церковь в личном Ее осуществлении, Богоматерь превыше всякого греха. Она есть совершенно обоженное и спасенное творение. Богоматерь уже не спасается, ибо Ее безусловное спасение совершилось наитием Св. Духа, Она не спасается, но спасает. Здесь–то и открывается особое участие Духа Св., а затем и Богоматери в нашем спасении, не как спасительницы, ибо един есть Спаситель всего человеческого рода и Ее Самой, Тот, о Котором и Она говорит как «о Бозе и Спасе Моем», но как
Ходатаица и молитвенница о роде человеческом.
Богоматерь есть Сама молящаяся Церковь в личном воплощении
Матерь Божия не нуждается в молитве о Себе Самой, ибо все имеет в обоженности Своей. Как слава Божия и слава мира, как явленная любовь Божия к миру и явленная любовь мира к Богу, Она Своею молитвою славит Бога. Ея
собственная
молитва есть славословие, т.е. предвечно осуществляемая, пламенеющая, торжествующая в радости совершенной любовь, — любовь Божия к Себе в Своем творении. Но Богоматерь, как глава и предстоятельница мира и всего творения, имеет и несобственную молитву, которая, однако, в силу указанного соотношения есть и собственная Ее молитва, есть молитва всей твари. Она дает крылья для этой молитвы, вознося ее к Престолу Божию, Она дает силу этой молитве, Она есть Ходатаица, первосвященнически воздевающая руки над миром («оранта»)
к Богу и осеняющая мир своим омофором.
Богоматерь есть Сама молящаяся Церковь в личном воплощении,
и в этом смысле Она есть всеобщая Матерь, заступница и предстательница.
См. также
|