Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Мейендорф. Триединица Категория: Обожение Булгаков. Триединица

Бог. Троица. Триединица
Согласно Катехизису Католической церкви

Единый Бог в Троице, и Троица во единице

I. «Верую во единого Бога»

200 Этими словами начинается Никео-Константинопольский Символ веры. Исповедание единственности Бога, имеющее свои истоки в Божественном Откровении Ветхого Завета, неотделимо от исповедания существования Божия и столь же фундаментально. Бог един — и есть только один Бог: «Христианская вера исповедует, что есть один единственный Бог — по природе, по сущности и по существу». [CR 1, 2, 2.]

201 Израилю, Своему избраннику, Бог открылся как Единственный: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6, 4–5). Через пророков Бог призывает Израиля и все народы обратиться к Нему, Единственному: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. (...) …предо Мною преклонится всякое колено. Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила» (Ис 45, 22–24). [Ср. Флп 2, 10–11.]

202 Сам Иисус подтверждает, что Бог есть «Господь единый» и что надо «любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью. [Ср. Mk 12:29-30.] В то же время Он позволяет понять, что Он Сам есть «Господь». [Ср. Мк 12, 35–37.] Исповедание, что «Иисус есть Господь», составляет особенность христианской веры. Это не противоречит вере в Единого Бога. Вера в Духа Святого, Господа Животворящего, не вводит никакого разделения в понятие Бога Единого:

Мы твердо верим и просто утверждаем, что есть Бог единый и истинный, вечный и бесконечный, неизменный и непостижимый, Всемогущий и неизреченный, Отец, и Сын, и Святой Дух: Три Лица, но одна Сущность, одно, совершенно простое Существо, или Естество (Природа). [IV Латеранск. Соб.: DS 800.]

233 Крещение совершается «во имя» Отца и Сына и Святого Духа, а не «во имена» их [Ср. Исповедание веры Папы Вигилия в 552 г.: DS 415], ибо есть один Бог — Отец Вседержитель, Сын Его Единородный и Дух Святой: Пресвятая Троица.

253 Троица едина. Мы не исповедуем трех богов, но единого Бога в трех лицах: «Троицу единосущную» . [II Константинопольский собор 553 г.: DS 421.] Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом: «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». [XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 530.] «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество». [IV Латеранск. Соб. 1215 г.: DS 804.]

258 Все Божественное домостроительство — общее дело трех Божественных Лиц. Ибо так же, как Троица обладает единой природой, и действие ее едино. [Ср. II Константинопольск. Соб. 553 г.: DS 421.] «Отец, Сын и Святой Дух не три начала творения, но единоначалие». [Флорентийск. Соб. 1442 г.: DS 1331.] Однако каждое Божественное Лицо совершает общее дело в согласии со своими личными свойствами. Так, Церковь исповедует вслед за Новым Заветом [Ср. 1 Кор 8, 6]: «один Бог и Отец, из Которого всё, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и один Дух Святой, в Котором всё». [II Константинопольск. Соб.: DS 421.] Главным образом божественные миссии Воплощения Сына и дара Святого Духа открывают свойства Божественных ипостасей.

266 «Такова кафолическая вера: почитать единого Бога в Троице, и Троицу во единице, не смешивая Лица и не разделяя существо. Ибо иное Лицо у Отца, иное у Сына, иное у Святого Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святого Духа — единое Божество, равная слава, соприсносущное величие». [Символ веры «Quicumque» (св. Афанасия).]

Божественное Единство Триедино

Догмат о Святой Троице

253 Троица едина. Мы не исповедуем трех богов, но единого Бога в трех лицах: «Троицу единосущную» . [II Константинопольский собор 553 г.: DS 421.] Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом: «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». [XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 530.] «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество». [IV Латеранск. Соб. 1215 г.: DS 804.]

254 Божественные Лица реально различны между Собой. «Бог един, но не одинок». [DS 71.] «Отец», «Сын», «Дух Святой» — не просто имена, обозначающие виды Божественного бытия, ибо они действительно различны между Собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто есть Отец или Сын». [XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 530.] Они различны между Собой Своими изначальными отношениями: «Отец рождает, Сын рожден, Святой Дух исходит». [IV Латеранск. Соб. 1215 г.: DS 804.] Божественное Единство Троично.

255 Божественные Лица пребывают во взаимоотношении между Собой. Реальное отличие лиц не разделяет Божиего единства и поэтому состоит исключительно в их межличностных отношениях: «В относительных именах Лиц Отец соотносится с Сыном, Сын с Отцом, Святой Дух с Обоими; когда говорят об этих трех Лицах, имея в виду Их соотношение, тем не менее веруют в одну природу или сущность». [XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 528.] Действительно, «все едино [в них] там, где речь не идет о противостоянии отношения». [Флорентийск. Соб. 1442 г.: DS 1330.] «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне». [Флорентийск. Соб. 1442 г.: DS 1331.]

256 Обращаясь к константинопольским оглашаемым (катехуменам), св. Григорий Назианзский, известный также под именем св. Григория Богослова, предлагает им следующее сжатое изложение троической веры:

Прежде всего, берегите для меня этот благой залог, ради которого я живу и борюсь за него, с которым желаю умереть, который позволяет мне переносить все скорби и пренебрегать всеми радостями: я имею в виду исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа. Ныне вверяю вам его. Во имя этого исповедания я сейчас погружу вас в воду и вознесу оттуда. Даю вам его как спутника и покровителя всей вашей жизни. Даю вам единое Божество и Державу, единое в Трех и содержащее Трех отличным друг от друга образом. Божество без несоразмерности сущности или природы, без высшей степени, которая превозносит, или низшей степени, которая снимает. (...) Это бесконечная соприродность трех бесконечных. Бог весь и всецело. Каждый рассматриваемый в Себе (...) Бог в Трех Лицах, рассматриваемых вместе (...). Еще не начал я думать о Единстве, как Троица омывает меня своим сиянием. Еще не начал я думать о Троице, как Единство мною вновь овладевает. [Проповеди 40, 41.]

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2024    1260.org     Отказ от ответственности